Как известно, Джон Ричителло (John Riccitiello) покидает свой пост исполнительного директора компании Electronic Arts и выходит из состава совета директоров. За время его работы с 2007 года в ЕА изменилось и произошло немало. Попробуем проанализировать и оценить этот период и влияние, оказанное главой компании на ее деятельность и игровую индустрию.
Одним из приоритетных направлений работы стала серия Battlefield, получившая активное развитие не только на РС, но и на консолях. За это время были выпущены тайтлы Battlefield: Bad Company, Battlefield Heroes, Battlefield 1943, Battlefield: Bad Company 2 и, конечно же, Battlefield 3, ознаменовавший появление нового движка Frostbite 2, который после этого начал активно применяться в других проектах внутренних студий ЕА.
Battlefield 3. Наделать много шума тоже надо уметь.
В отличие от Battlefield, серия Crysis не продемонстрировала такой положительной динамики и получила вместе с релизом второй части изрядную порцию критики. Crysis 3 критиковали уже по инерции, что, в общем-то, не помешало игре оказаться качественным экшеном и одной из самых красивых (если не самой красивой) игр на настоящий момент. Впрочем, Crytek, не являясь внутренней студией ЕА, несет основную ответственность за взлеты и падения серии.
Еще одной серией, успевшей начаться и завершиться с 2007 года, стала космическая трилогия Mass Effect. Похоже, что именно плотный контроль ЕА над BioWare поспособствовал как коммерческому успеху, так и скандальной славе игр серии. Многим очень непонравился методичный уклон новых частей в сторону экшена и либеральных взглядов в отношении сексуальной ориентации персонажей. Хотя, основной проблемой серии стал уход ее главного сценариста Дрю Карпишина еще во время работы над Mass Effect 2. В результате новые сценаристы перекроили изначальную задумку. В итоге фанаты оказались очень недовольны появившимися логическими сбоями, уходом от центральной темы трилогии и отсутствием фактического влияния действий игрока на финал.
Dragon Age 2. Изменить внешний вид целой расы? Да не вопрос.
С серией Dragon Age ситуация обстоит тоже не самым лучшим образом. Получившая множество похвал Dragon Age: Origins, перетекла в скандальную Dragon Age 2, оказавшуюся скороспелой и недоделанной из-за того, что ЕА давила на BioWare со сроками разработки. В конечном счете понижение градуса эпичности в сюжете, повторяющиеся локации, урезка ролевых элементов и необъяснимый редизайн заставили значительную часть фанатов оригинала воспринимать сиквел как провал и с большой настороженностью ожидать выхода Dragon Age 3 Inquisition.
Есть и еще одна трилогия, отношение к которой сложно назвать однозначным. Речь о серии Dead Space, которая с каждой новой частью все больше удалялась от хоррора в сторону экшена. Всеми силами впихиваемый туда мультиплеер, который, по большому счету, никому не был нужен, поспособствовал формированию негативного отношения к действиям разработчиков. Третья часть была встречена наибольшей волной критики со стороны любителей страшилок, а продажи оказались настолько ниже ожидаемых, что по сети пошли слухи о том, что ЕА приняла решение больше эту серию не продолжать.
Dead Space 3. От шлема Карвера даже некроморфы шарахаются.
Чем точно может гордиться ЕА, так это серией FIFA, которая с FIFA 08 до FIFA 13 проделала колоссальный скачок по уровню качества, в хлам растоптав Pro Evolution Soccer как конкурента и заслуженно получив звание короля футбольных симуляторов.
А вот с другой короной дела обстояли плачевно. Попытка вернуть серии Medal of Honor звание лучшего шутера с треском провалилась, при чем дважды: сначала с выходом перезагрузки Medal of Honor, а потом с релизом Medal of Honor Warfighter, который с твердолобым упрямством продолжали пропихивать, несмотря на очевидный скепсис со стороны игрового сообщества и критиков.
Need for Speed The Run. Догнать и перегнать Голливуд.
Немало намудрили и с гоночной серией Need for Speed. Любые эксперименты и попытки уйти в сторону от банальной штамповки сопровождались недоработками и натыкались на агрессию со стороны фанатов. Подсерию Shift, сделавшую уклон в сторону симулятора, ругали за безжалостное управление и уход от стритрейсингового канона. Несколько спасала положение Need for Speed: Hot Pursuit от студии Cryterion Games, поднявшейся на Burnout Paradise, тоже, кстати, выпущенной ЕА в рассматриваемый период. Перезагруженный Most Wanted от них же так и остался в тени оригинала. The Run, в котором попробовали освоить стиль голливудских погонь и еще сыроватый движок Frostbite 2, оказался скучноват и невыразителен, но все же смотрелся не так уж и плохо на фоне откровенно страшного Need for Speed: Undercover.
Еще один проект серии – Need for Speed World – попадает в отдельную категорию онлайновых игр, с которыми у ЕА отношения складываться упрямо не желают. Упомянутый NfS World умудрялся держаться на плаву исключительно в силу своей бесплатности, но он хотя бы не был таким амбициозным как вышедшие за это время MMORPG.
Star Wars The Old Republic. Отличный шанс реализовать мечту о карьере джедая.
Сначала был Warhammer Online: Age of Reckoning, завоевавший немало наград и получивший хорошие оценки прессы, но так и не ставший популярным среди геймеров. Так что через некоторое время после запуска последовали повсеместные закрытия значительной части игровых серверов. Потерпела полное фиаско гангстерская ММО All Points Bulletin, позже перекупленная и переведенная в условно бесплатный формат. Аналогичная участь постигла и один из самых амбициозных проектов за всю историю MMORPG – Star Wars The Old Republic. Имея в запасе громкое имя, именитых разработчиков, армию сценаристов и оригинальную концепцию, создатели этого «титана» столкнулись с отторжением неизбежно устаревающей финансовой модели, основанной на подписке.
Ежемесячная оплата, с которой до сих пор неплохо существует WoW, возмутила игроков, так что пришлось в срочном порядке переводить проект на Free-to-Play, чтобы остановить массовый исход пользователей с игровых серверов. Менее печально обстояли дела с запуском экспериментального The Secret World. Но опять-таки, несмотря на сохранение финансовой модели с подпиской, на которой настаивает Funcom, эта игра выступала куда более шумно до релиза, чем после него.
Command & Conquer. Условно бесплатная война.
И тут, как говорится, «Остапа понесло» на почве условно бесплатного формата. Сегмент условно бесплатных игр вследствие появления новых трендов стал заметно влиять на разработку, и не только породил невразумительного Battlefield Play4Free и уже упомянутого NfS World, но и деформировал изначально классическую концепцию Command & Conquer Generals 2, превратив его в просто Command & Conquer. Впрочем, едва ли даже такая формация повредит серии, и без того скатившейся непонятно во что (а точнее, в Tiberian Twilight). И тоже, разумеется, с помощью ЕА.
Из других серийных достижений можно вспомнить создание неплохого френчайза Army of Two, опирающегося на кооперативный режим. А также триумфальный запуск Sims 3 и бесконечной череды аддонов, рвущих на части сознание и кошельки европейцев. Зато с новым SimCity они пролетели просто зверски. И даже не из-за качества самой игры, а из-за желания привязать игру к сети, сочетающегося с неспособностью сделать это адекватно. В результате сервера рухнули, а игроки получили бесполезный нерабочий кусок кода. Пришлось компенсировать неудачу подарками, а это компании не принесло ничего, кроме убытков и формирования негативного отношения аудитории.
Mass Effect Infiltrator. Не у всех в Цербере промыты мозги.
Не следует забывать и о том, что ЕА внесла значительный вклад в наращивание потока мобильных игр для iOS и Android, среди которых были и удачные (NfS Most Wanted), и спорные (Mass Effect Infiltrator), и откровенно ужасные, вроде Battlefield 3 Aftershock, который даже пришлось снять с продажи. Да и покупка PopCap Games c их Plants vs Zombies пошла компании на пользу.
Немало было и других, менее значимых для кошелька издателя проектов, с которыми ЕА поступала по-разному. Юмористическая когорта пополнилась такими жемчужинами как Brutal Legend и трилогия DeathSpank. Фанаты паркура получили небанальный Mirror's Edge, который до сих пор не решаются продолжить, но и официально забросить на полку тоже не планируют. Был экспериментальный Spore, который зачем-то решили продолжить в виде Diablo-образного Darkspore, и ничем хорошим это не кончилось.
Bulletstorm. После такого идея завести комнатное растение уже не кажется удачной.
Был совершенно напрасно заброшенный Bulletstorm (ответственность за отказ от которого все-таки лежит на Epic Games), был слегка вторичный по геймплею Dante’s Inferno, после которого Visceral Games окончательно угнали в рабство на завод по штамповке Dead Space. Не забудем неплохую игру Saboteur, френчайз Shank, удостоенный возможности создания сиквела и экспериментальный Fight Night Champion, в котором была успешно опробована концепция введения в спортивный симулятор сюжетного режима.
Осталось помянуть только досадные промахи. Например, ситуацию с атмосферным платформером Alice: Madness Returns, относительно которого ЕА заняла позицию «собака на сене». Права они оставили себе, но продолжать контракт с Америкэном МакГи отказались. Весьма достойный Kingdoms of Amalur: Reckoning вообще обернулся банкротством для своих создателей. В том числе и из-за того, что ЕА предпочла заниматься издательской деятельностью спустя рукава, без особых усилий.
Shadows of the Damned. Герой и его разговорчивый ствол.
Ах, да, и откровенные ляпы, изначально позиционировавшиеся как нечто претенциозное: несостоявшийся хит под названием Hellgate: London в начале работы Ричитиелло на должности исполнительного директора и трэшовый Shadows of the Damned от Гоичи Суды и Шинджи Миками ближе к ее завершению.
Что касается неигровых достижений Electronic Arts, несомненно значимым является запуск цифрового сервиса Origin. Стартовал он, конечно, неважно из-за нестабильной работы. Но нет сомнений в том, что уже сейчас он принес своим обладателям немало денег. В том числе и из-за жесткой политики компании в отношении эксклюзивного статуса для некоторых своих тайтлов.
Kingdoms of Amalur: Reckoning. Удачная игра, которая сумела разорить создателей.
Чего-чего, а доброго имени правление Ричителло компании не принесло. Многие, наверняка, помнят, что именно ЕА получила в прошлом году премию Golden Poo (Золотая Какашка) как самая худшая компания США, обогнавшая по уровню народного презрения даже Национальный Банк Америки.
Период получился сумбурный, с большим количеством экспериментов, знаковых и успешных релизов, а также с немалым процентом провалов, которые заставляли ЕА терять как уважение фанатов, так и деньги. Конечно, было бы несправедливо обвинять во всем одного только Ричителло. Однако чем выше статус, тем больше и ответственность.
А каким видится вам этот период работы ЕА?