Время от времени во всемирной паутине можно наткнуться на забавный геймерский холивар, который, признаться, нередко затягивает с головой и меня самого. Тема (благодаря которой каждый юзер готов в доску расшибиться, но доказать свою правоту) совсем не нова – проблемы современного РС-гейминга и перспективы компьютеров в ближайшем будущем. Честно говоря, залезть в дебри подобных рассуждений (тем более, где от меня мало что зависит) большого смысла не имеет, но личное желание во всём разобраться самому, и, если так можно выразиться, систематизировать и упорядочить мысли всей компьютерной рати.
Мысли эти самые противоречивые: кто-то бьет кулаком себя в грудь, доказывая бессмертие платформы; кто-то пытается взывать к разуму, обращая внимание на возросшее число эксклюзивов; третьи просто себя жалеют; особо ярые готовы самолично возглавить инквизицию по изъятию и дальнейшему сожжению всех консолей. В общем, настроения не самые лучшие: от пофигистических до панических, а вот положительного действительно не так много. И хотя этот самый пессимизм в настроениях уже довольно прочно въелся в кору головного мозга, явление это на самом деле довольно молодое.
Crysis. Грузчик, 80 lvl.
Для того, чтобы разобраться в причинах столь не радужного настроения, не требуется быть семи пядей во лбу, достаточно просто заглянуть в историю. Условно всё можно разделить следующим образом:
- 1980е – зарождение игровой индустрии. В это время не то что игры, сами компьютеры сложно было отыскать. Проекты тогдашнего ААА-класса выходили исключительно на РС, альтернативы ему, в общем-то, и не было. Хотя вряд ли тогда кто-то вообще рассматривал разработку игр, как серьёзный высокодоходный бизнес. А компьютеры, скорее, являлись предметом обожания среди военных чинов, нежели рядовых граждан.
- 1990е – кардинальным образом ничего не поменялось. Разве что появилось разнообразие игровых платформ, но всё самое «вкусное» непременно выходило на платформу «only и forever». Заметный технологический скачок вперёд, и, что гораздо важнее, серьёзное распространение его в быту просто заставляли обращать на себя внимание разработчиков. А появление 3D-технологий, которыми мог похвастаться только многоуважаемый «персональный», делали его лидером в чарте игровых платформ.
- 2000е – период становления HD-консолей. Вообще-то этот период начался ещё с выходом PS1 в конце 90х, которая тут же стала серьёзным соперником на игровом рынке. Конкуренция хоть и была, но не особо жёсткой, поскольку у каждой из этих платформ был свой, свои игры, своя аудитория. Поистине всё изменилось с выходом ХВОХ и PS2, когда большинство игр стали выпускать и там, и там. Необходимость работать на одном рынке ввела правила жёсткой конкуренции. Именно оттуда и пошла мода на эксклюзивы, темы больной для всех «пекашников». Очевидно, что с выходом третьего поколения приставок ситуация только ухудшилась. И Sony, и Microsoft теперь приходилось конкурировать не только друг с другом и РС, но и со своими же консолями младшего поколения. Для того, чтобы заставить людей раскошелиться на новую покупку, на рынок была выброшена очередная пачка эксклюзивов. Для многих это стало ударом ниже пояса.
The Witcher. Не любит Геральт вампиров…
Ну, экскурс в историю закончился. Что можно из этого узнать, кроме того, что Sony и Microsoft умеют неплохо бить по яйцам? Наверное, что череда эксклюзивов вовсе не означает смерть РС. Это скорее грамотный, даже необходимый маркетинговый ход для завоевания рынка и пополнения своей целевой аудитории. Конечно, многие из этих эксклюзивов шедевральны, но их отсутствие точно не грозит никому забвением. Хотя общую тенденцию постепенного оттока интереса игроделов в этой платформе углядеть можно, но в целом это ничего не значит.
Напрашивается вопрос: а как же эксклюзивы, которые есть на персоналках? Их, к слову, довольно много, но не все о них знают. Настораживает скорее другое: со временем все РС-эксклюзивы перестают быть таковыми или стремятся к этому. Так, например, вторая часть Crysis слала уже мультиплатформенной, вот-вот потеряет статус эксклюзива The Witcher, то же самое скорее всего будет и со STALKER 2, сумей он добраться до полок магазинов. Личное открытиt этого года - Hard Reset - даёт недвусмысленное объяснение происходящему: большинство девелоперов рассматривают РС как некую стартовую площадку для развития. Может быть, выпустить игру на персоналках легче технически, бюрократически или дешевле… Хотя, скорее всего, и то, и другое, и третье. Таким образом картина не радует. РС-эксклюзивы – это творения не нюхавших пороху студий, у которых нет опыта, денег, возможностей на мультиплатформу. Подобная тенденция довольно естественна, ведь всё делается ради прибылей, которые на консолях куда как больше.
Продажи? Несомненно, тех, у кого в квартире стоит компьютер на два порядка больше обладателей консолей, только ведь далеко не все его рассматривают, как игровую платформу. А те же, кто регулярно играют на «компах» нередко пользуются трекерами. Можно говорить, что «пекашники» сами себя загнали в угол. А все эти хитроумные защитные сооружения вроде DRM добавляют проблем скорее честным людям, нежели скачивающим с торрентов всё подряд. Безусловно, пиратство – это основная проблема, из-за которой сейчас столько разговоров о целесообразности выпуска игр на РС. Именно этот фактор создал такой отрицательный образ, негативный фон вокруг компьютеров. Но ведь есть же пиратство и на консолях! Почему об этом так громко никто не рассуждает? Вероятно, потому что пиратство тут не столь развито и по сравнению со старшим братом носит скорее точечный характер. Другое дело – наличие вторичного рынка. Вот это действительно проблема. Никто ведь не мешает приобрести заветную коробочку с диском за 2000 рублей, пройти игру вдоль и поперёк, да разными методами, а после продать её за те же 2000 рублей. И, тем не менее, несмотря на все проблемы, игры продолжают выходить на все основные платформы. Разница лишь в том, что в одном случае говорят о недополучении прибыли, а в другом нередко хотя бы о самоокупаемости порта.
STALKER. Втяни-ка хоботок, пока цел.
Именно поэтому мы регулярно слышим о приоритетности консолей, и направленности на них никто даже не пытается скрыть. Мол, да, игру мы делаем для консолей; да, подумаем о порте на РС; да, с задержкой на полгода. Тут уж позиции «пекарей» прихрамывают на обе ноги. Именно поэтому позиционирование РС как основной игровой платформы для такого гиганта, как Battlefield 3 выглядит настоящей победой. Хотя, тут все должны понимать, что победа это условная, заочная. Обусловлена это скорее тем, что мощьностей железок у консолей уже просто не хватает. Радует скорее то, что в DICE не стали делать три одинаковых копии, а со всей серьёзностью сделали-таки одну из них на голову выше остальных.
Так что вырисовывается довольно запутанная картина: на одной чаше весов тотальное пиратство, на другой – относительно безграничный потенциал. Если уж затронул тему мощностей, то стоит оговориться, что на полную катушку их использует разве что модный нынче Frostbite 2.0. В остальном, все разработчики ориентируются на слабейшее звено на рынке. Иной раз пытаются взамен побаловать текстурами высокого разрешения, поддержкой ЗD Vision, или интегрируют технологию Eyefinity, способную растягивать картинку на несколько мониторов. В общем, выглядит это всего лишь подачкой, особенно если учесть, что далеко не все внедряют подобные «плюшки-отмашки». Очевидно, что это не справедливо, но тут уж ничего не поделаешь; стоит довольствоваться тем, что есть. Остаётся лишь надеяться, что в будущем Wii U так и не сумеет войти в элиту, поскольку она и сейчас-то, на стадии разработки, не на много мощьнее той же ХВОХ360. И в свете выхода ХВОХ720 и PS4 именно Wii U имеет огромные шансы получить звание «слабейшего звена». В общем, держим пальцы крестиком и надеемся все на лучшее.
Но даже тот факт, что РС на данный момент технологический лидер на рынке, это никак не мешает некоторым студиям его начисто игнорировать. Великолепные Battlefield: Bad Company, Red Dead Redemption, Ghost Recon: Future Soldier и многие другие хоть статуса эксклюзива и не имеют, но на «персоналках» так и не объявились. И вот это действительно пугающий фактор. Всё чаще подобная тенденция исходит от Ubisoft, которая хоть традиционно и шагала в авангарде борьбы с пиратством, но доселе всё же исправно выпускала игры на все значимые платформы. А тут креативный директор игры I Am Alive - Станислас Меттра - в открытую заявил о причинах отсутствия вышеупомянутой игры на РС, да к тому же в столь нелицеприятной форме (в отдельных переводах «Я слышал о том, как скулили РС-геймеры…»). Конечно, он тут же огрёб от своих боссов знатных оплеух, в результате чего через парочку дней дико извинялся за свои слова, с идиотским видом ссылаясь на плохое знание английского языка. Извинения извинениями, но проблемы это не отменяет: Ubisoft начинает отказываться от выпуска игр на РС.
Metal Gear Rising: Revengeance. Рубилово есть, а вот стелс, увы, пропал…
Иные же студии и вовсе никогда не занимались разработкой игр на компьютеры, предпочитая работать лишь с консолями. Именно по этой причине Metal Gear Rising: Revengeance на РС своего носа не сунет – её разработку перепоручили именно такой студии (Platinum Games), хотя изначально в графе «предполагаемые платформы» гордо красовался РС.
Какой же выход можно найти из сложившегося положения? Для меня ответ всегда был очевиден: у РС должна появиться такая же твёрдая хозяйская рука, роль которой на консолях отыгрывают Sony и Microsoft. Т.е. РС-гейминг должен поддерживаться «искусственно», что ли. Те же ATI с nVidia, IBM с Intel, да и та же Microsoft должны вкладывать свои деньги в разработку действительно качественных эксклюзивов на РС (не путать с эксклюзивами-самородками).В крайнем случае доплачивать тем, кто занимается портированием игр. Ведь именно эти гиганты потеряют существенную долю рынка, если тенденция продолжит расти. Конечно же, полностью компьютеры из обихода не исчезнут, но в офисы никто не станет устанавливать топовые видеокарты, многоядерные процессоры и более 1-2 гигибайтов оперативной памяти. В общем, выводы очевидны и напрашиваются сами собой: вкладывать деньги надо, но никто этого делать пока не собирается. Даже можно угадать почему: разумным это предложение становиться только в том случае, если комп от проплаченной игры начнёт трещать по швам и требовать существенного апгрейда. Тот же Alan Wake Microsoft спонсировать для выпуска на РС отказалась (она и на ХВОХ360 себя поди не окупила, что уж там до компьютеров), в результате чего Remedy Entertainment вынуждена делать это своими силами. Необходимых средств для выпуска игры на традиционном дисковом носителе у них, естественно, нет, оттого купить её можно будет только в сервисах цифровой дистрибуции. Так что честные люди с отсутствием качественного скоростного интернета останутся с носом; тем же, у кого такой интернет имеется, совсем не обязательно, выходит, расставаться со своими деньгами – незарастающая народная тропа к ближайшему треккеру… под рукой, что ли. Одним словом, какой-то замкнутый порочный круг.
Alan Wake. А днем-то тут очень даже неплохо.
Так что если постараться обобщить всё вышесказанное и приоткрыть завесу в будущее, то без труда можно увидеть следующий сценарий: с выходом next-gen консолей мы не только получим солидную долю новых консольных эксклюзивов, но и существенное удорожание самой разработки игр как таковой. Таким образом, цены дальше будут только расти, что вряд ли приведёт к падению уровня пиратства, а вот к его росту – запросто. А вот что случится дальше, сказать совсем сложно. Поживём – увидим!!!
Copyright Егор