Обращали ли вы внимание, как часто бывает в рейсингах: сократить расстояние до оторвавшегося соперника куда проще, чем обогнать его.
Когда видео-игры уже делали первые шаги в серьезную область “взрослого искусства” с его эпичностью или глубиной, мобильные игры были не более чем парой черно-белых квадратиков. Не прошло и десяти лет, а мы уже играем в Vice City и Max Payne на планшетах. Расстояние сократилось быстро, и рынком мобильных игр занимаются крупные и именитые игроки.
Это напоминает молодых актеров, к которым слишком рано пришел успех: могут далеко пойти, а могут и подсесть на какую-нибудь отраву.
Рынок мобильных устройств развивается бешеными темпами, и развивался бы еще быстрей, не тормози его маркетинговые рычаги. Новое поколение мобильных устройств мы видим каждый год, и их мощность растет в геометрической прогрессии. И что самое интересное, развитие самих игр на мобильниках почти ни чем не сдерживается.
Основная индустрия ориентирована в первую очередь на консоли. Но техническая начинка приставок меняется раз в несколько лет, и даже PC приходится ощущать на себе консольный балласт, в то время как его возможности почти не ограничены (относительно приставок).
Мобильные устройства более самостоятельны в этом плане, поэтому игры для них могут развиваться также быстро, как и техническая начинка (обратите внимание, это не относится к портативным консолям, потому как их техническое развитие находится далеко позади всех современных игровых платформ). Но свои специфики и подводные камни есть везде, и вот как бы мы оценили текущее положение мобильных игр в индустрии.
1. Рассадник, мягко говоря, третьесортных игр.
Вчерашние высокие технологии.
Мобильное устройство всегда под рукой, и покупка приложений и игр для него полностью перешла на цифровую основу. Грубо говоря, любой человек, абсолютно в любой момент может достать смартфон из кармана и купить игру. Магазины приложений напоминают постоянно обновляющийся поток информационных лент в интернете, где каждый стремится получить шанс и донести свою игру до владельца смартфона. И сделать это надо как можно быстрей и, желательно, проще: слишком большой риск затеряться в потоке.
Мобильные игры стремятся быть как можно более массовыми, простыми, яркими и узнаваемыми. И если методы заработка на крупных играх для консолей и PC достаточно традиционны, мобильный рынок живет по своим законам. Можно написать целое маркетинговое исследование о том, как и зарубежные, и отечественные компании делают многомиллионные состояния на полных отбросах с игровой точки зрения, но монетизированных просто виртуозно.
При этом мобильный рынок еще настолько не освоен и непредсказуем для крупных проектов, что действительно качественный и уникальный эксклюзив - огромнейшая редкость.
Еще одно препятствие в том, что мобильные платформы пока не могут найти “свой жанр”. Экшены, шутеры и т.д. по механике скопированные со “старшего брата” многие обходят стороной из-за трудного управления. Так на мобильниках плодятся простые казуальные мини-игры, которым можно уделить не больше пары минут.
Таким образом складывается печальная картина: развитие идет слишком легко и каждое препятствие можно выгодно обойти простым путем. Трудно надолго занять внимание игрока? Не стоит даже стараться этого делать. Трудное управление? Не стоит даже и искать решение. Большие технические возможности для простой игры? Отлично, можно уделять меньше внимания оптимизации.
2. Вспомогательная платформа для крупных проектов.
А кто из них у тебя?
Конечно, крупные игровые студии не могут отвернуться от возможностей мобильных платформ, и используют их с куда большей пользой. Например:
- Дать второе дыхание старым играм. Что бы не утверждали разработчики кривых казуалок, по своим возможностям мобильные платформы подбираются, как минимум, к консолям уходящего поколения. Так на мобильных платформах уже появились выше упомянутые GTA 3, GTA Vice City, Max Payne, XCOM: Enemy Unknown, Deus Ex The Fall и многие другие игры, чье появление здесь раньше трудно даже было представить.
- Создать особые клиенты для крупных проектов. Примером тому анонс мобильной версии The Division или Watch Dogs. C помощью таких приложений мы будем несколько иначе, но все же участвовать в общем игровом процессе. В версии The Division для мобильных устройств мы сможем создать дрона и развивать его как полноценного игрового персонажа. Похожим образом приложение реализовано и для Watch Dogs: с его помощью мы можем присоединяться к играм других людей и всячески помогать им со взломом города. А возможность использовать планшет как второй экран для инвентаря, интерфейса или командного меню вообще революционное нововведение.
- Расширять вселенную, делать спин-оффы и мобильные версии под известными франшизами. Наличие “старшего брата” дает возможность разработчикам сделать мобильную игру куда более серьезную, чем остальной контент магазинов приложений. Это и недавние Deus Ex The Fall и Halo: Spartan Assault, и уже давно вышедшие Dead Space, Mass Effect: Infiltrator и другие. Пусть не всегда они получаются идеально, но это куда лучше любой free2play фермы.
3. Полноценные самостоятельные эксклюзивы.
Отличная попытка, Айфон.
Это скорее оптимистичная надежда, что разработчики обуздают быстро развивающуюся платформу, и из того хаоса, которым сейчас объяты магазины приложений, начнут появляться оригинальные качественные проекты. И здесь все меньше шансов остается у портативных консолей, потому что с такой частотой обновления технической начинки конкуренция со смартфонами скоро станет бессмысленной.
А как вы оцениваете состояние современных мобильных игр? Какое их ждет будущее?