В мире организованной преступности, рано или поздно, всегда появляется новый претендент на звание большого босса. Выход проекта Mafia 2 это своего рода вызов игре GTA 4, которую принято считать лучшей представительницей игр подобного жанра.
Факт того, что две эти игры соперничают и толкаются локтями, очевиден: каждая рассказывает криминальную историю, предлагает поколесить на всевозможных транспортных средствах по открытому миру и пострелять во врагов.
Mafia 2. На такой и на таран идти жалко.
Сюжеты обеих игр не претендуют на звание лучшей истории всех времен и народов: обычные криминальные драмы про героев, старающихся пробиться в лучшую жизнь, расталкивая конкурентов. Основная разница в колорите. Но в плане новизны обе игры не блещут, поскольку до этого нам уже рассказывали как про уголовников современных, так и про уголовников середины прошлого века, и рассказывали неплохо.
В плане подачи сюжета Mafia 2, с ее обилием кат-сцен и традиционными персонажами, более кинематографична. Это в определенной степени преимущество. Правда, драматичность сюжета неравномерна: в Mafia 2 сильнее всего запоминается начало и финал, в середине же очень много мельтешения, сухих деловых диалогов и несколько клиповых вставок, рассказывающих о том «как героям было весело какое-то время».
GTA 4. Город высоких скоростей и больших стволов.
Вот это была ошибка. Им бы заменить эти вставки на геймплейное воплощение той же идеи, и все могло повернуться совсем иначе. Действие в Mafia 2 стремительно, как сурок, упавший в ведро со скипидаром. Героям практически некогда общаться, все время аврал, все время спешка, пальба и т.д. Стоило, наверное, как-то организовать их досуг, чтобы они могли хоть как-то обозначить себя и в спокойной обстановке. Собственно, в GTA 4 именно так и было, вспомните все походы по барам с друзьями и дамами сердца, и даже общение в интернете. Это больше похоже на реальное течение жизни, чем бешеные скачки «Мафии». А ведь стоит убрать все это, и персонажи GTA 4 станут не менее деревянными, чем герои новой истории о гангстерах.
Главный момент, в котором Mafia 2 проигрывает, это реализация открытого мира в плане его наполнения активными элементами. Что такое, по сути, открытый мир? Это игровое пространство, в котором можно направиться куда угодно и делать то, что захочешь. В GTA 4, кроме прохождения основной сюжетной линии, можно много чем заняться: смотреть телевизор, развлекаться с друзьями или брать побочные задания, зарабатывая авторитет и укрепляя связи с теми или иными людьми.
Mafia 2. А еще уборщиками нарядились…
А что мы видим в Mafia 2? Примерно те же элементы, но в зачаточном состоянии. Даже не так: тут сплошная бутафория, видимость. Нам с самого начала внушают, что мы обзаводимся полезными связями. На деле же все эти «полезные» люди, обозначенные на карте специальными маркерами, пригодятся только в определенный момент времени. До той поры вы можете заезжать к ним хоть каждый час, чтобы услышать только одно: «Прости, Вито, но для тебя сейчас работы нет».
Теоретически, можно заняться вольным бизнесом и обносить магазины, но и их можно ограбить только раз. Видно, торговля там идет не особенно бойко. Не лучше обстоят дела и в центрах развлечения, где пиком получения удовольствия является вливание в себя пива до помутнения в глазах и возможность выбрать пластинку в музыкальном автомате.
GTA 4. Нико с детства любил бить стекла.
В отношении визуального исполнения городского пространства с существенным отрывом лидирует Mafia 2. Эмпайр Бэй красивее и интереснее по архитектуре, ярче, да к тому же предстает перед нами в двух своих воплощениях: зимнем и летнем. Алгоритм поведения человекомебели (то есть местного населения) намного сложнее и не сводится к тупому расхаживанию взад-вперед. Эти красавцы могут ездить по городу, парковаться, чинить моторы, гулять, впадать в панику, поскальзываться на гололеде, заходить в закусочные. Много чего они умеют. Правда, иногда боты могут отличиться скоростью реакции, характерной для замороженной улитки. Например, начать в панике бегать, когда начавшаяся вокруг пальба уже подходит к своему логическому завершению.
Есть еще один элемент, которым Mafia 2 может соблазнить игроков – это антураж. Несмотря на то, что гангстерская тема является довольно заезженной, небольшое путешествие в прошлое существенно интереснее, чем попытка реалистично воссоздать атмосферу современной повседневной жизни, которая и без того за окном маячит.
Mafia 2. Не надо было курить в машине.
Еще Mafia 2 на голову разбивает GTA 4 в системе вождения автомобилей. Реалистичная физика авто это настоящий фетиш для тех, кто любит посидеть за рулем старинного транспорта. А также для тех, кто любит его взрывать. Это вам не то же самое, что выпрыгивать из машины на полном ходу, получая при этом пару царапин.
Перестрелки в обеих играх находятся примерно на одном уровне. В каждом случае это упрощенная модель шутера с системой укрытий. С той лишь разницей, что в GTA 4 перестрелки чаще, чем в Mafia 2, случаются на открытых пространствах. Mafia 2, в свою очередь, может похвастаться отличной анимацией врагов при ранениях и смерти.
Итог довольно печальный (хотя, кому как). Mafia 2 намного красивее GTA 4, намного эффектнее. Более того, в нее изначально больше хочется играть из-за ожиданий и атмосферы. Но, по факту, в техническом плане в ней не реализовано большинство элементов, которые должны бы сопутствовать открытому игровому миру (иначе, зачем он вообще?), который в Mafia 2 все-таки есть.
GTA 4 продолжительнее и шире, чем Mafia 2. Из-за большей протяженности в ней удалось реализовать более разноплановые миссии, пусть даже миссии в Mafia 2 и не выглядят однообразно.
GTA 4. А ручки-то, вот они.
Поэтому многие скорбят, обижаются на разработчиков, матерятся и даже пытаются убедить себя и окружающих в безупречности новинки. На деле же, вопрос о преимуществах одного проекта над другим очень спорный.
Ну, а поскольку он спорный, предлагаем вам самим поучаствовать в голосовании и выразить, так сказать, «народную волю». Оценки выставляем обеим играм по четырем позициям: «графика», «визуальный стиль и атмосфера», «геймплей» и «сюжет». Каждую из них оцениваем по пятибалльной шкале. Первые итоги будут подведены в этой же статье через неделю.
Голосование окончено. Можете полюбоваться на суммарный читательский рейтинг обеих игр.
Mafia 2:
- Графика - 4,7
- Визуальный стиль и атмосфера - 4,4
- Геймплей - 3,7
- Сюжет - 3,8
- Итог - 4,2
GTA 4:
- Графика - 3,8
- Визуальный стиль и атмосфера - 3,5
- Геймплей - 4,2
- Сюжет - 3,9
- Итог - 3,9
С незначительным отрывом Mafia 2 вышла вперед. Стоит отметить, что несколько пользователей решили не голосовать за сюжет. Да, действительно, накой в современных играх сюжет, правда?