Наши дни запомнятся как период рассвета игр про выживание. Давайте разберемся в истоках, выделим лучших представителей, и подумаем о будущем.
Слово «выживание» - очень широкое, и может применяться практически везде. Тем более, по отношению к компьютерным играм - там и так персонажи каждую секунду борются за жизнь. Мы о тех, где надо питаться, охотится, строить или создавать, а потом уже сражаться.
Жанр позаимствовал многое из других: систему перков и прокачек из RPG, оттуда же открытый мир, систему боя из шутеров, строительство и крафтинг из типичных песочниц типа Minecraft.
Stranded. А на необитаемом острове не так уж и плохо! Нужно пойти потушить сигнальный костер…
Первая популярная и относительно новая игра о выживании в дикой местности была выпущена в 2005 году разработчиками из Unrealsoftware и называлась Stranded. Она была и до сих пор является бесплатной и свободной и, фактически, установила каноны современных представителей. В ней был свободный режим, где игрок попадал на необитаемый остров с одной целью - выжить. Персонажу нужно было есть, утолять жажду, спать, добывать или выращивать еду, строить здания, приручать животных и многое другое. Все было хорошо, но играть приходилось в одиночку.
По внушительному числу модификаций видно, что публике игра понравилась, поэтому ее продолжили развивать. Вскоре была выпущена Stranded II и развивалась вплоть до 2008 года. Но в 2012 разработчики объявили, что готовят третью часть. Игра до сих пор в разработке, однако теперь ей придётся туго - конкуренция сейчас весьма жаркая.
2012 год сыграл ключевую роль в развитии выживалок благодаря DayZ - модификации к военному симулятору Arma II. Его в одиночку разработал новозеландец Дин Холл. Сначала, по словам автора, мод был разработан, чтобы играть с друзьями. Но он изменил действительно многое. Стоило пихнуть на необитаемый остров из Stranded толпу зомби и других игроков - и перед нами игра года по мнению многих авторитетных изданий.
DayZ Mod. Нашел чужую палатку – разбогател.
Объединить зомби, выживание и военный симулятор стало отличной идеей. Выживать в мире, где все города кишат живыми трупами, намного интереснее, чем сражаться с обычными волками и бегать за оленями. Тем более, если это делают одновременно 50 человек на большой карте. DayZ Mod — та игра, поиграв в которую всем хотелось рассказать про свои безбашенные приключения. Удивительно — в ней нет никакой цели, только открытый забагованный мир с набором правил. Но игроки умудряются придумывать поистине невероятное.
На модификации дело не окончилось, и Дин Холл был приглашен в Чехию, где сейчас с командой из более 20 человек делает самостоятельную игру. Альфа-версия уже доступна, и не сходит с первого места продаж в Steam.
Infestation: Survival Stories. Супермаркет «4 куска мяса» перед открытием.
После DayZ начался поток игр и не оканчивается до сих пор. Есть те, что чуть не обошли родоначальника, и те, при виде которых Робинзон Крузо переворачивается в гробу. Давайте начнем с WarZ под новым названием – Infestation: Survivor Stories. Разработчики Hammerpoint Interactive сильно облажались полагая, что для успеха достаточно похожей с DayZ темы. Выход WarZ состоялся приблизительно через год после мода и стал полным провалом и скандалом на рынке и среди изданий по всему миру. Вскоре после релиза Valve удалила ее из Steam принося свои извинения, а статьи о самой игре начинались со слов «Почему Вам не стоит играть в WarZ» (PC Gamer).
State of Decay. Только здесь потерпевшие после авиакрушения хотят скушать спасателей…
Через некоторое время после DayZ была выпущена игра State of Decay. Сначала на консолях, затем на ПК. Большой упор в игре был уделён социальной составляющей: игрок имеет в своем распоряжении группу выживших, благосостояние которой всецело зависит от него. Действия идут на большой открытой карте с несколькими городами. Есть возможность кататься на транспорте, собирать добычу, улучшать место обитания своей группы, выполнять сюжетные и побочные квесты. Есть система перков и прокачки персонажей.
Project Zomboid. Запах горелого мяса… пробудил голод.
Еще за год до выхода DayZ Mod развивалась игра Project Zomboid. Суть примерно та же, что и в State of Decay, но с упрощенной до примитива графикой. Однако это не помешало ей найти свою аудиторию. Сильный упор сделан на состояние персонажа, как физическое, так и эмоциональное, есть система создания предметов, взаимодействие с другими NPC и большой динамический мир. Нет сюжетной линии и цели, суть только в выживании.
Don’t Starve. Надеюсь, с едой больше проблем не будет.
Don’t Starve вышла в середине 2013 года. В игре нет зомби, а основной упор сделан именно на выживание. Но враждебные и нейтральные существа все еще играют важную роль. Особенностью игры является ее графика, которая стилизована под мультфильм и пропитана «сказочностью». Картинка очень приятно выглядит, и в ней нет никаких крутых систем и технологий, которые были заявлены в Project Zomboid.
По названию видно, что в Don’t Starve главное - питание. Игра довольно легкая в освоении, при этом дико хардкорная. Суть также в том, чтобы выжить как можно дольше, но есть и режим приключения. Игра заставляет игрока очень тщательно планировать свои действия. Это - вместе с умным ИИ и живым миром - главные особенности Don’t Starve.
How to Survive вышла осенью 2013-го и должна была стать квинтэссенцией всего наилучшего в играх о выживании с видом сверху. Получилось довольно неплохо. Был выбран юмористический подход к теме. В игре приятная и красочная графика. Есть сюжет на одного, и есть многопользовательская игра.
How to Survive. Вы кто такие? Я вас не звал! Идите на...
Но проект слишком аркадный. Если кампания проходится довольно весело и интересно, то мультиплеер превращается в монотонное выпиливание зомби.
7 Days To Die можно охарактеризовать двумя словами: DayZ и Minecraft. Так ее и окрестили разработчики игры. В ней есть полностью разрушаемый мир из блоков, крафтинг и зомби. Игра достойна внимания, такой симбиоз двух популярных игр не может остаться в стороне. В 7 Days to Die есть многопользовательская игра, несколько режимов и игровых карт. Пока что игра в разработке, но играть уже можно. Ничего нового проект не предложил, все эти вещи уже встречались. Однако «7 Дней» могут затянуть.
7 Days to Die. Кажется, я выкопался не в том месте… Пойду обратно в шахту.
Альфа-версия Rust выпущена Facepunch Studios в самом конце 2013 года. По популярности она агрессивно борется с DayZ. Rust, можно сказать, упрощенная и отшлифованная, правильно отредактированная версия DayZ. Она может показать довольно красивую картинку, хотя уступает по качеству детализации. И в ней нет такого реализма, как у конкурента.
Rust. Проявление человечности в игре.
После очистки сервера весь игровой мир напоминает «первобытный бульон», где голые персонажи носятся с камнями в руках в поисках ресурсов. А когда кому-то удается заполучить стрелковое оружие, начинается массовое смещение баланса, и сильное меньшинство управляет слабым большинством.
Rust смещен в сторону строительства, добычи и крафтинга. Это очень хороший проект в который, несомненно, стоит поиграть.
Дальше всё ещё интереснее. На подходе несколько игр, которые выглядят грозой текущим королям жанра.
The Forest – одиночная игра про выживание в диком лесу с отличной графикой, проработкой окружения, строительством и крафтингом. Днем герой живет, ночью прячется или воюет с некими дикими племенами. Может выйти чуть ли не лучший проект в своей категории. Будет поддержка Oculus Rift. Выход ожидается в первой половине 2014 года.
The Forest. Надпись на потолке как бы намекает.
The Stomping Land – многопользовательская игра о выживании в первобытной эпохе, с неплохой графикой. Вместо зомби - динозавры и дикари. Можно будет покататься верхом на монстрах. Кампания на Kickstarter принесла сумму в 4 раза большую, чем было запланировано.
Есть игры, которые мы не упоминали, хотя они заслуживают внимания: Minecraft, Terraria, Starbound, Sir You Are Being Hunted, The Dead Linger, Deriva, StarForge и другие.
Что-то пропустили, о каких-то играх не поговорили. Однако, надеемся, что общая картина ясна. Жанр довольно молод, но его популярность неуклонно растет. Игрокам хочется свободы и приключений, а не бесконечного истребления плохих русских, пришельцев, нацистов, орков и Вселенского зла. Свобода, реализм, оригинальный подход и хардкорность – главные и переломные черты жанра игр о выживании.