Вот и РС-геймеры дождались выхода проекта Splinter Cell: Conviction для их платформы. Сэм Фишер, несмотря на седину в бороде, продолжает демонстрировать нам чудеса искусства супер-агента – Ubisoft, хоть и меняет концепт серии, с ее главным героем расставаться не спешит.
Что касается сюжета, тот тут нас, похоже, никто и не собирался удивлять. Ведь история о том, что профессионал, вроде Фишера, решил завязать, а спец-службы ему этого не дают, была рассказана уже много-много раз. И суровые дядьки, спасая своих дочерей, уже перебили на экранах телевизоров и мониторов немало негодяев. И даже такого «коня», как разработка ЭМИ-технологий и их использование агрессивно настроенными организациями, уже давно объездили в некоторых играх.
Вот из окна-то вы меня как раз и не ждете.
Другое дело, что сюжет изрядно закручен: трудно сразу сказать, кто плохой, а кто хороший (точнее, кто в Фишера в итоге будет стрелять, а кто решит оставить в живых, однозначно хороших персонажей тут, пожалуй, нет). Однако, частично, это связано с тем, что сюжет рассчитан на тех, кто в теме. Тем, кто не играл в предыдущие игры серии, не обязательно сломя голову проходить ранние истории о Фишере. Тем не менее, чтобы лучше понять происходящее, может потребоваться еще разок пройти игру.
Графика не собьет вас с ног, даже не попытается – неплохой такой средний уровень по сегодняшним меркам, но не более того. Видеоролики же полностью построены на игровой графике и отличаются от нее только лошадиной дозой «мыла», размазывающего картинку по экрану. Сказать по совести, необходимость такого количества размытия вопрос не просто спорный, а сомнительный.
И все же, Splinter Cell: Conviction это великолепная работа Ubisoft. Честно говоря, это было несколько неожиданно после спорного Assassin`s Creed 2 и заявлений студии о том, что они собираются деформировать и упростить Splinter Cell, чтобы расширить пользовательскую аудиторию. Ну, и что же у нас в плюсах?
Бедняга, сгорел на работе…
Если одним словом, то это «разнообразие». Взять хотя бы концепцию уровней: она постоянно меняется, не превращая суть игры в рутину. То вам нужно штурмовать объект, то допросить излишне настырных наблюдателей, то проникнуть в здание, ни разу не подняв тревогу, то преследовать убийцу. Новое задание никогда не похоже на предыдущее.
Геймплей точно также подчиняется слову «разнообразие», как дирижерской палочке. Взять хотя бы умения Фишера: они позволяют выполнить одно и то же задание большим количеством способов. Теоретически, во многих случаях вы сможете прорываться сквозь вражеские ряды открыто. На практике, это куда сложнее, поскольку здесь вам не шутер про супер-солдата, и в открытом противостоянии с тремя-четырьмя бойцами шансы Фишера преждевременно склеить ласты существенно увеличиваются.
Другое дело, что в лоб атаковать и не рекомендуется. Самый лучший способ – перебить злодеев по одному, пока они зевают по сторонам. На то он и стелс-экшн. И стелс здесь, как и раньше, ключевое слово, а не красивая безделушка. Хотя, в некоторых случаях придется и в Рембо поиграть, отбиваясь от лезущих отовсюду врагов.
Не всем друзьям можно доверять…
Кстати, насчет врагов. Стоит отметить высокое качество AI, который вносит существенный вклад в вышеупомянутое разнообразие. Компьютерный «мозг» заставляет ваших противников действовать произвольно и по обстоятельствам. Даже в одних и тех же условиях враг может поступить по-разному. Например, несколько охранников, найдя труп товарища, не станут тут же бежать вперед по темному коридору, где за углом, конечно же, уже притаились вы. Вместо этого они займут позицию в какой-нибудь комнате и станут спокойненько ждать, пока вы появитесь на пороге хорошо освещенного помещения. Вам ведь все равно туда надо.
И что теперь? Опять-таки, вам решать, как поступить: выманить их из укрытия специальным маяком, бросить в дверь световую гранату и попробовать прорваться так, или обойти засаду снаружи, вспомнив, что у здания есть не только двери, но и окна…
Игра не превращается в полную импровизацию, поскольку часть сцен и элементов все же подчиняются жесткому сценарию. Например, если в помещении есть возможность обрушить на головы врагов люстру, то под ней непременно будет стоять пара громил, чтобы предоставить вам шанс себя прихлопнуть. Но пользоваться этим вы, в принципе, не обязаны, и увидев вас, они непременно покинут свою позицию. Точно также и в других сценах – поведение некоторых противников бывает запрограммировано. Хотя, самостоятельно мыслящих негодяев все же побольше.
Догнать и обезвредить.
Архитектура уровней тоже являет нам разнообразие, благодаря которому вы сможете добраться до цели несколькими путями, использовать в качестве укрытия различные элементы антуража и использовать систему освещения в личных целях.
Если точнее, то в личных целях можно использовать как раз отсутствие освещения, для чего можно выключить или разбить назойливую лампочку. В темноте найти вас будет гораздо сложнее, так что это настоящее раздолье для бесшумных убийц. Несколько странно, правда, что Фишер в темноте видит не хуже, чем при свете, несмотря на полное отсутствие прибора ночного виденья. Впрочем, охранники тоже в темноте на столы не натыкаются, но боятся ее и предпочитают держаться на свету, включать заботливо выключенные вами лампы и пугаться звука разбиваемых осветительных приборов.
Доступный вам арсенал тоже окажет существенное влияние на геймплей. Вам будет доступно как мощное штурмовое оружие, так и бесшумные инструменты устранения противника. Вам решать, чем снаряжаться на миссию: дробовиком и «пустынным орлом» или лучшим другом охотника тени – пистолетом с глушителем. Различное оружие вы можете усовершенствовать, повышая его характеристики. Тратить на это придется зарабатываемые очки достижений, что стимулирует использование различных трюков, а не применение одной и той же удачной схемы поведения.
Гребаный Windows!
Вот, кстати, одна из характеристик, которая проводит черту между экшном и стелсом – если вы на каком-то этапе игры понимаете, что вам удобнее пользоваться бесшумным пистолетом даже в масштабных заварухах, то это определенно стелс. Здесь как раз такой случай. Хотя, без задвигов, не обошлось. Фишер, конечно, мужик суровый, но откуда у него бесконечные патроны к пистолету? Этот момент, кстати, делает бессмысленной возможность поднимать оружие мертвых врагов. Разве что если это патроны для второго оружия.
А вот процесс перестрелок на высоте. Кто-то из разработчиков не так давно сказал, что современный принцип игры с системой укрытий это скука. Мол, сидишь себе, как в тире, да по поднимающимся головам постреливаешь. В Splinter Cell: Conviction этого не видать – враги, прикрывая друг друга, упорно лезут в вашем направлении. Если доберутся, мало не покажется. К тому же, высовываясь для очередного выстрела вы рискуете словить пару свинцовых друзей, поскольку вражеские бойцы тоже не забывают стрелять, когда ваша голова показывается над столом. Поэтому лучше всего постоянно менять укрытия, словно богатая дама перчатки. Если вас в последний раз видели за одним укрытием и не заметили, как вы переместились в другое, то продолжат атаковать вашу последнюю позицию. Самое время зайти со спины и… ну, дальше и так понятно.
Некоторым переходом к аркадности можно считать, пожалуй, и умение «ликвидация», которое позволяет выполнить своего рода комбо, устранив одновременно несколько целей. Умение надо заряжать, убивая противников в рукопашную.
Не спец-операция, а цирк какой-то.
Коллективная игра предложит вам разработать командную стратегию поведения и еще больше разнообразит процесс. К сожалению, этот режим не вписывается в основной сюжет и является скорее побочным, то есть приятным дополнением. Режим секретных операций добавляет интереса для любителей бросать вызов и ставить рекорды. Забавно, но не более того – тут Ubisoft делает ставку на фанатов и дополнительный контент, который коснется, преимущественно, именно этой части игры.
Словом, Splinter Cell: Conviction это отличный стелс-экшн с неплохим (хоть и несколько заезженным) сюжетом, среднего уровня графикой, интересным геймплеем и высоким показателем replayability. Одиночная кампания рекомендована к прохождению всем, даже тем, кто к стелсу относится не слишком любезно. Кооператив и мультиплеер – по желанию.