Есть такие игры, которые как будто бы открывают перед тобой дверь в совершенно иное пространство. Далеко не всем разработчикам удается роль демиурга, способного сотворить правдоподобный и оригинальный мир, в котором бы хотелось находиться не только из-за происходящих в игре событий, но и из-за того, что он интересен сам по себе. Но некоторым эта задача все-таки оказывается по силам.
Сразу оговорюсь, что целью ставилось рассмотрение игровых миров, которые изначально создавались именно для игр, а не были позаимствованы адептами игростроя из фильмов (Star Wars), книг (Lord of the Rings, Witcher) и настольных игр (Warhammer, Forgotten Realms, Drakensang).
The Elder Scrolls
The Elder Scrolls 5: Skyrim. Темнота никогда не останавливала настоящих приключенцев.
Игры этой серии, пожалуй, являются самым ярким образчиком открытого мира. Мир Тамриэль, в котором и происходят события, был создан компанией Bethesda в далеком 1994 году и уже тогда поражал своими размерами. Чем может похвастаться этот мир, так это богатой и продуманной историей – в ходе приключений игрокам рассказывают не только о событиях, происходящих в мире в данный конкретный момент, но и предлагают узнать о том, как жили в этом мире поколения назад.
Правда, для этого требовалось много читать, поскольку создатели этой вселенной предоставляли большую часть информации в виде книг, которые можно было обнаружить где угодно. Ленивые геймеры могли не заморачиваться на этой «мат части», зато фанатам это позволяло уйти в игру с головой.
По концепции Тамриэль является фэнтезийным игровым миром, удачно сочетающим в себе популярные фэнтези-штампы (орки, эльфы и т.д.) с нетрадиционными для подобного сеттинга находками (вроде силт-страйдеров или рас зверолюдов). В готовящейся игре The Elder Scrolls 5: Skyrim одним из самых интересных в плане развития игровой вселенной нововведений является создание нового языка – языка драконов.
Fallout
Fallout New Vegas. Мы тут гостей любим… у нас их повар готовит хорошо.
Особенного дефицита постапокалиптики в играх не наблюдается, но едва ли получится забыть мир Fallout. А все благодаря использованному стилистическому приему retro-future. Эдакое двойное наложение: сначала представили будущее, каким бы оно выглядело глазами жителей середины прошлого столетия, а потом покрыли все это сочными красками ядерной катастрофы и последовавшей за ней анархии, сталкивающей лбами гордых одиночек, мелкие банды и властные организованные группировки.
Отличительной особенностью вселенной являются также своеобразный юмор и наличие внутренних сайд-историй, рекламных брэндов, компаний и других мелочей, делающих более живым даже такой опустошенный радиацией мир. Все это довольно тонкие моменты, поэтому тут уж лично мое мнение – передать эту сторону игровой вселенной из крайних двух игр лучше удалось в Fallout New Vegas.
BioShock
BioShock Infinite. Птичка, каркни «невермор»…
Тоже retro-future, но уже более современный – по времени создания. Стилистическая идея (и даже формат обучающих фильмов) явно передрана с упомянутого выше френчайза, однако, игровое пространство подводного города Восторг получилось исключительно самобытным. Разработчики создали утопию и сами же превратили ее в кошмарное место, придумав и прописав всю историю создания и краха города, где должна была править ничем не сдерживаемая научная мысль и жажда исследования.
На игрока давила мрачная атмосфера, неизвестность, постоянные опасности и миллионы тонн морской воды в придачу. Отличное сочетание для боевика, который еще и нервишки предлагает на прочность проверить. Поиграют на людских фобиях и в следующем проекте BioShock Infinite, место действия которого переносится за облака, в парящий город.
WarCraft
World of Warcraft: Wrath of the Lich King. А вы думали тут можно тут безнаказанно шарить?
Еще один из самых продуманных фэнтезийных миров, созданных специально для игры. Ну, то есть первые части сериала, может быть, и не отличались замороченностью на сюжете, но вот с WarCraft 3 серия отчетливо стала выделять не только геймплей, сочетающий RPG с RTS, но и сюжет, историю мира и политику в его границах.
В данном случае появилась возможность как рассказывать драматичную историю отдельно взятого персонажа, так и давать возможность игроку управлять целыми армиями, глобально влияя на события, происходящие на территории терзаемого войнами Азерота. С выходом же World of WarCraft личные истории персонажей по понятным причинам отошли в сторону, уступив место более детальной проработке и постоянному обновлению мира, отличающегося от стандартного фэнтези-пространства рядом самобытных фишек.
Final Fantasy
Final Fantasy Versus 13. И не надо на меня так укоризненно смотреть.
Японцы тоже могут неплохо отличиться в создании игровых миров, если очень постараются. По сути, миры у игр серии Final Fantasy каждый раз разные и пересекаются друг с другом только в ряде моментов: общие названия, имена, пароли, явки иногда даже персонажи. Это, кстати, тоже момент довольно приятный для фанатов серии, которые любят отыскивать упоминание чего-то знакомого в новых играх.
Серия, что называется, «доставляет» своей эклектичностью или, говоря проще, сочетанием множества элементов, в том числе и стилистических. Про Final Fantasy никогда толком не получается сказать, в футуристическую ты игру играешь или в фэнтезийную, поскольку в рамках одного и того же приключения доводится пошляться и по заброшенным техногенным локациям, и по волшебным полянам с феечками. Главное, что смотрится это органично… А, ну да, и еще у них есть чокобо.
Half-Life
Half-Life 2: Episode 2. Хороший песик!
На первый взгляд этот мир кажется обычным, очень похожим на наш, но это не так. Достаточно представить себе масштабы научных комплексов Black Mesa и Aperture Science, а также пресловутой Цитадели, чтобы понять, что... ну не строят так у нас. Именно масштаб является одной из отличительных особенностей серии.
Другой можно смело назвать фантазию сотрудников Valve, сделавшую игровое пространство таким разнообразным, насевлишую его всевозможными тварями и яркими персонажами. И опять-таки, юмор, сюжет, загадки. В итоге получается фантастика, но по какой-то причине очень уж близкая к реальности. А кто-то еще вопросом задается – почему все так по серии с ума сходят, если там даже главгерой разговаривать не умеет…
Mass Effect
Mass Effect 3. Диско и монстры.
Лишнее доказательство того, что новое это не только хорошо забытое старое. BioWare оказалась способной создать собственный богатый и интересный мир, да еще не в традиционном фэнтезийном, а в космическом сеттинге. В результате придумано множество оригинальных рас с интересными особенностями поведения и историей, включающей и глобальные межрасовые конфликты.
Как и во вселенной Star Wars, определенно оказавшей существенное влияние на разработчиков, очень много завязано на политических отношениях между расами. И самое главное – интрига, связанная с историей возникновения ретрансляторов и Цитадели (а следовательно и галактического совета), а также с угрозой появления Пожинателей, в которых старательно никто не верит.
Вангеры
Периметр. Держать оборону!
Абсурд тоже может быть гениален, и свидетельство тому – творение студии K-D Lab. Задолго до событий игры земляне открыли технологию, позволяющую путешествовать между мирами, и со свойственной им жадностью принялись колонизировать новые территории. Колонизировали до тех пор, пока не наткнулись на развитую цивилизацию Криспо, оказавшуюся способной настучать захватчикам по мозгам. В результате люди предпочли уничтожить пространственные коридоры, оставив многих своих сородичей разбираться с проблемой самостоятельно.
Всего-то тысяча лет хаоса, генетического сумбура, анархии и беспредела, и так называемый Суп Существ готов – пространство и общество, в котором не работает ни один из привычных законов, зато существуют какие-то свои правила и обычаи. Разбираться в этих логических парадоксах было в свое время очень увлекательно.
Dragon Age
Dragon Age: Origins. ОГРомная проблема.
Снова современная серия, и снова творение BioWare. Называя свое творение «духовным наследником Baldur's Gate», разработчики все же не стали создавать его в мире Forgotten Realms. Вместо этого был придуман Тедас – весьма обширный мир, большая часть которого пока фигурирует в двух играх серии только в формате исторических хроник, подробно описывающих становление современного общества и политической ситуации.
Кроме богатой и интересной истории, в которой каждому находится своя роль, есть ряд интересных моментов, выделяющих игру на фоне других фэнтези-проектов: идея циклично повторяющегося мора, объяснение существования магии и вообще нестандартный подход к вопросам существования магов в игровом мире.
За довольно продолжительную историю игростроя различных миров было придумано великое множество. Какие-то забылись почти сразу, какие-то снесли крышу немалому количеству человек, породив толпы фанатов. А какие вселенные намертво впечатались в вашу память?