Недавнее заявление Грега Зещука (Greg Zeschuk) о том, что западные RPG очень сильно эволюционировали, особенно по сравнению с японскими, заставило меня задуматься о том, чего именно достиг этот жанр за 35 лет существования и в каком направлении он эволюционирует сегодня. Если, конечно, эволюционирует вообще.
Вкратце пробежимся по самым значимым для жанра проектам.
Небезызвестно, что появившиеся на РС ролевые игры выросли из настольных игр. Самыми первыми компьютерными RPG принято считать Dungeon (1975) и dnd (1974), хотя они мало походили на свои современные аналоги – это были текстовые RPG.
Might & Magic. Как все начиналось.
Позже, в 1987 году появилась игра Might & Magic, которая очень долгое время считалась эталонном жанра. Pool of Radiance, появившаяся годом позже, стала «прабабушкой» игр серии NWN. Might & Magic 2 1989 года удивила всех интересной фишкой – герои в игре старели. Вышедшая в 1990 году игра Eye of the Beholder предлагала не слишком распространенный в RPG вид от первого лица и сражения в реальном времени.
Легендарный The Elder Scrolls 1994 года поразил всех свободой передвижения по игровому миру. Не менее легендарная игра Diablo (1996) развила редко на тот момент встречающийся в играх элемент – генерирующиеся случайным образом локации, а заодно сделала очень популярной ветку RPG Hack&Slash, чем породила множество клонов и подражателей.
The Elder Scrolls. Весь мир в твоих руках.
Fallout 2 1998 года очень много сделал в плане развития вариативности процесса и исследования игрового пространства, а также принес крайнюю популярность постапокалиптическим мотивам. Проек Baldur's Gate в том же году распространил статус культового мира Forgotten Realms на территорию РС. Septera Core (1999) – удачная попытка экспериментирования с элементами jRPG. System Shock 2, вышедшая в том же году, стала одной из первых удачных комбинаций FPS и RPG.
2001 год проект Arcanum провел неплохой эксперимент в стиле steam-punk. В том же году вышла игра Gothic, отличившаяся свободой выбора, открытым миром и возможностью заниматься ремеслами. Проект Neverwinter Nights 2002 года выпуска вывел игры по D&D на новый уровень популярности и графики.
Neverwinter Nights. Настоящий герой, вон сколько добра награбил.
2003 год ознаменовался выходом Star Wars: Knights of the Old Republic – первого эксперимента BioWare в области кинематографичности процесса. The Bard's Tale в 2005 году показал игрокам, что хорошая юмористическая RPG это так же реально, как хорошее юмористическое фэнтези.
И… и, пожалуй, все. Разве что Mount & Blade в прошлом году порадовала интересным сочетанием RPG со средневековой реалистичностью и тактикой, огорчив при этом весьма слабой графикой. Нет, безусловно, выходили еще и другие высококлассные игры, например, The Witcher, Fallout 3, Risen. Однако, в них не использовалось никаких инновационных элементов – только шлифовались и начищались до блеска уже реализованные в старых проектах идеи.
Star Wars: Knights of the Old Republic. До светового меча мы пока не доросли.
Учитывая эту базу основных наработок, очень сложно говорить об эволюции RPG в целом, пусть даже и только европейского RPG. Поскольку, если говорить о Hack&Slash, то ничего принципиально нового в этой ветке RPG не происходило очень давно. И единственной игрой, которая имеет шансы исправить положение, является Diablo 3.
Если же вспомнить пошаговые RPG, то в европейском игрострое они деформировались в линию HoMM-подобных проектов, вобравших в себя изрядную долю стратегии. А все пошаговые RPG благополучно ретировались на восточный «фронт» и осели там, приняв форму весьма удачных серий Final Fantasy Tactics и Vandal Hearts.
The Witcher. Так, зубы никуда не годятся – будем удалять.
Получается, что в арсенале европейских RPG остались проекты, использующие классическую систему паузы, а также те, которые решили пойти по пути экшна, ослабив тем самым RPG-состовляющую.
И вот мы подошли к самому интересному моменту – направлению, в котором развивается жанр европейских ролевых игр в настоящий момент. Если взглянуть на недавно вышедшие проекты, сложно сказать, что он вообще старается развиться в каком-то отношении, кроме графики. Разве что в Divinity 2: Ego Draconis был внесен интересный элемент с превращением героя в дракона, расширяющий свободу перемещения по игровому миру.
Исключение из общего печального правила «сиквело-клепателей» составляет, пожалуй, BioWare, которая до сих пор продолжает совершенствовать свою идею кинематографичного процесса.
Dragon Age: Origins. Девочки, не ссорьтесь!
Неизбежно возникает желание рассмотреть эволюцию жанра на примере двух крайних проектов этой студии – Dragon Age: Origins и Mass Effect 2. Последняя явно пошла по пути совмещения RPG с TPS. Что, в общем, неплохо, если учесть, что специализация разработчиков никогда не даст игре слишком сильно отклониться в сторону банальной стрелялки. А значит, в идеале, игра получится очень насыщенной как в плане динамики, так и в плане ролевой системы.
Что же касается Dragon Age, то тут упор сделан больше на вариативность событий и диалогов, на выборе игрока, который определяет дальнейшее развитие событий. Тем не менее, идеальная ситуация, в которой варианты концовок игры были бы в корне разными (например, победа над демоном или разгром королевства во главе темного войска) все-таки пока не достигнута.
При всем этом обе игры отличаются очень высоким качеством игровых диалогов и мимики, впечатляющими захватывающими сюжетами и очень хорошо раскрытыми игровыми персонажами, общение с которыми оставляет ощущение разговора с живыми людьми.Mass Effect 2. В единстве наша сила.
И вот тут можно сделать очень интересное наблюдение. Какой, по-вашему, жанр всегда отличался высокой степенью раскрытия разнообразных и неординарных игровых персонажей, интересным, длинным сюжетом и эмоциональными диалогами? Именно jRPG…
Получается, что та «эволюция», которая идет сейчас в жанре европейских RPG есть ни что иное, как движение к золотой середине между этими вечными конкурентами. Что ж, поиск равновесия между безликим функционалом евро-RPG и невариативной яркостью jRPG это дело сложное и очень правильное. Так что можно только пожелать BioWare в этом успехов, а остальным разработчикам - удачных поисков новых идей, а не просто положительных результатов в сиквел-кулинарии. И еще хочется надеяться, что Alpha Protokol, являющаяся попыткой реализации как раз такой свежей идеи, оправдает ожидания.