Эпическая фраза Чебурашки «Мы строили, строили и, наконец, построили!» применима, пожалуй, ко всем работам id Software – строят они обычно долго. Впрочем, результат их работы обычно не заставляет жалеть об ожидании. И вот, свершилось – проект Rage, очередной долгострой этой студии, появился на полках магазинов.
С первых моментов игра демонстрирует стандартную для постапокалиптического сеттинга завязку: все население Земли переживает глобальную катастрофу, грозящую человечеству вымиранием. В связи с таким раскладом, создаются Ковчеги (они же убежища), где в состоянии криосна находятся важные и очень важные люди. Вы – один из них.
Иди нафиг, здесь занято!
Проснувшись, герой обнаруживает, что жизнь на Земле даже после падения метеорита идет своим чередом. Жителям нашего «шарика», конечно, круто досталось, но совсем пустынными здешние места не назовешь. Жизнь разделилась на пять основных лагерей.
Поселенцы это нормальные люди, единственным желанием которых является нормальная и относительно мирная жизнь. Сопротивление, состоящее из сбившихся в кучу поселенцев повоинственнее, планирует свергнуть правительство. Бандиты многочисленных группировок превыше всего ценят анархию и право сильного, поэтому регулярно обижают поселенцев, отнимают у них скромные запасы ништяков и по возможности сокращают их численность. Мутанты не верят и не стремятся ни к чему, кроме сочной человеческой ноги на завтрак – на диалог не идут, зато активно ломятся в рукопашную. И кроме всей этой братии имеется еще новое правительство, то есть кучка людей, подмявших под себя раздробленное катаклизмом общество и (что гораздо более важно) всю оставшуюся военную мощь.
Правительство не любит никто, кроме мутантов (да и у тех, наверное, от правительственных пуль несварение случается) – диктатуру не за что любить. Вероятно, именно поэтому игроков с самого начала пугают ищейками правительства, которые колесят по всей стране в поисках ребят, вроде главгероя.
Без пасхалок не обошлось.
Сюжет в игре практически отсутствует и предлагает игрокам совершенно пассивную роль. То есть события происходят, но все они носят характер побочных квестов (принеси-убей-выиграй). То есть изначально героя не мотивируют и практически не интригуют. И только ближе ко встрече с пресловутым правительством начинает прослеживаться определенный сюжетный замысел. Сложно сказать, что это хорошо для такого многообещающего проекта. По крайней мере, многих это может отпугнуть.
Rage предлагает затягивающую и разнообразную механику игрового процесса. Разнообразие состоит в том, что игроки должны будут совершать много различных операций во время прохождения: стрелять, ездить, крафтить, торговать и исследовать. Это если в общих чертах. Попробуем копнуть поглубже.
Прежде всего, Rage это шутер, так что FPS-составляющей уделено очень много внимания. У игроков будет очень богатый выбор средств для уничтожения сил противника. Начать с того, что по мере прохождения наберется нехилый такой арсенал, способный удовлетворить самого взыскательного любителя пострелушек. Тут вам и традиционные автоматы-пулеметы-дробовики, и нечто более экзотическое, вроде арбалета.
Прибежище любителей азарта.
Но на этом эксперименты с оружием не закончились. Каждый образец обладает уникальными типами патронов. Если простые боеприпасы у любой пушки имеют сходный эффект, то модифицированные обладают специфическими свойствами. К примеру, патрон дробовика можно начинить взрывчаткой, а один из типов арбалетных стрел может временно управлять сознанием врага… перед тем, как его взорвать.
Но не одним только огнестрельным оружием полнится ваш боезапас. Есть еще гранаты, крылопалки (те самые трехлопастные бумеранги), радиоуправляемые бомбы, турели, роботы и т.д. Большую часть всего этого нужно крафтить, то есть создавать. Если вы раздобыли рецепт или схему, вам остается только порыться в карманах или по окрестностям в поисках подходящего для работы хлама. Если чего-то не хватает, можно купить это у торговцев.
При таком обилии всяческого опасного барахла геймплей приобретает некоторое подобие вариативности. Нет, миссии линейны, выбора особого нет, но вот способ уничтожения врагов определять придется. Благо – есть, из чего выбрать. Ну, а поскольку всем сразу вы пользоваться не будете, то ваш выбор точно падет на что-то конкретное. И это может быть что угодно, поскольку бесполезного оружия в Rage нет – любой инструмент смерти при должном умении может оказаться очень полезен. Самый, казалось бы, ерундовый пистолет при наличии прицела и мощных патронов становится едва ли не самым убойным оружием в игре. Ну… уж точно не бесполезным.
Только безумец фанатеет от Doom 3, когда вышла Rage.
Вообще, все, что связано со стрельбой, вызывает исключительно положительные эмоции. Враги демонстрируют не только красивую анимацию смертей и ранений, но и продуманный AI. Лично мне не удавалось предугадывать, как себя будет вести отдельно взятый негодяй. Кроме того, в игре присутствует большое разнообразие противников, каждый тип которых использует собственную тактику ведения боя.
Однако, есть один момент, который несколько портит ощущения от превосходной механики боев, и возвращает нас этот момент к отсутствию толкового сюжета. Здесь мы видим ситуацию, аналогичную Crysis 2. Есть герой, но он неразговорчив, есть персонажи, которые указывают вам, что делать, не особенно вдаваясь в подробности, и не используя иной мотивации, кроме денег. Да и если в «Кризисе» это было не так важно, то в постапокалиптическом сеттинге как-то принято ставить перед игроками вопрос морального выбора между силой и состраданием, порядком и хаосом. А здешний «избранный» сам ничего выбрать не в силах. При таких условиях многочисленные перестрелки перестают казаться чем-то осмысленным, хоть и прелести своей не теряют.
Большой похвалы заслуживает работа дизайнеров локаций. Им удалось сделать местность одновременно мрачной, яркой и разнообразной. Все «красоты», какие только можно представить в постапокалиптическом мире, вы непременно встретите здесь: пустоши, разбитые автострады, разрушенные города, разваливающиеся на глазах коллекторы, логова бандитов, гнезда мутантов, горные перевалы, ядовитые болота и многое другое.
«Вот она – рыба моей мечты!»
Однако, при всей эффектности окружения, тут есть один существенный недостаток. Концепция игры предполагает наличие большого количества побочных миссий, во время которых вы будете по несколько раз возвращаться на уже пройденные локации, которые через раз-другой начинают мозолить глаза. А уж как вас задолбают поездки на машине по одним и тем же маршрутам… Тут уж, какими бы красивыми ни были пейзажи, от них начинаешь уставать.
Конечно, нельзя обойти вниманием особенности нового движка id Tech 5. Хотя, только хорошее про него говорить не получается. С одной стороны, чувствуется работа высокого уровня, качественная физика, плавность и одновременно с этим точность. Но с другой стороны, все это настолько недоработано, что не верится, будто над этой игрой трудились столько времени. В основном, это, конечно, конфликты с драйверами видеокарт, что для таких профессионалов как id Software непростительный промах. Плюс какое-то "колдовство" с текстурами и тормозами, проблемы с которыми возникают не у всех и не постоянно. В этом РС-версия, конечно, проигрывает консольным.
Rage это весьма провокационный проект, который уж точно не пройдет мимо незамеченным. Кто-то восхищается антуражем и графикой, кто-то клеймит позором недоработки нового движка. Кто-то восхищается геймплеем, кто-то критикует повторяемость и бессюжетность. В любом случае, равнодушных что-то не наблюдается. А вот от того факта, что конечный продукт оказался недоработанным как по техническим особенностям, так и по концепции, уйти никуда не получится. И это обиднее всего, если учесть, сколько пришлось ждать эту игру. Это как раз тот случай, когда стоит возлагать большие надежды на сиквел.