Сложно сосчитать, сколько этапов разработки было у проекта Final Fantasy 15, сколько раз менялись ориентиры. Даже название менялось. Сложно было в таких условиях ждать от проекта чего-то конкретного. Однако после релиза оказалось, что львиная доля опасений была напрасной.
В техномагической вселенной буйствует империя Нифльхейм, которая с помощью военной силы крошит соседей и приносит на блюдечке императору. Сломлена и королевская семья, наследником силы которой является главный герой - принц Ноктис. В разгар событий в столице его отправляют в провинцию в компании трех верных спутников. В какой-то момент они становятся почти единственной возможностью намылить холку нифльхеймскому императору и его прихвостням. Как водится, принц унаследует великую силу, заручается поддержкой божеств, выносит по одному ключевых злодеев, выясняет истинные мотивы зловещих захватчиков и удивляется неочевидности мотивов некоторых персонажей.
Его высочество – большой любитель порыбачить.
Сюжет каноничен для jRPG и не лишен наивности в том, что касается душевных терзаний и романтических чувств главного героя. Чувствуется, что подростковая аудитория интересовала сценаристов в первую очередь. Однако многих классических анимешных банальностей удалось избежать, так что даже не ценителям жанра персонажи не покажутся неадекватными и глупыми.
Открытый мир. О нем было столько разговоров, столько раз Final Fantasy 13 критиковали за линейность, возведенную в абсолют. В FF15 не просто вернулась система свободного перемещения, это первая игра серии с полностью открытым бесшовным миром. Он огромен, разнообразен и очень красив внешне. Перемещаться между множеством небольших и несколькими крупными поселениями можно пешком, на шикарной машине Ноктиса или верхом на чокобо. Любой из этих способов займет много времени, если учитывать масштабы территорий. Поэтому лучше сразу найти способ фасттрэвела на авто, который неочевиден и сделан не особенно удобно. Но он есть.
Города удались декораторам просто великолепно.
Несмотря на свои размеры, мир не кажется пустым и скучным. В нем есть фауна разной степени агрессивности. Армии Нифльхейма постоянно прочесывают местность и могут сбросить десант прямо на голову. И лучше следить за динамической сменой времени суток, поскольку ночью из ниоткуда начинают появляться демоны, способные на первых порах покрошить Ноктиса и компанию в мелкий винегрет.
Даже если забыть о периодически возникающих поводах подраться, игра постоянно находит способ занять игрока. Сайд-квестов много и лишь малая часть из них связана с войной, вроде квестов на охоту. Есть обычное подай-принеси, замаскированное под помощь страждущим, есть рыбалка, гонки на чокобо, квесты на апгрейд оружия и машины и многое другое. Но большая часть всего перечисленного не несет большой смысловой нагрузки. Это не сайд-квесты из Skyrim или The Witcher 3, выстраивающиеся порой в отдельные мини-сюжеты. В FF15 сайд-квесты - это действие для атмосферы, веселья и прокачки. Весь эпик сосредоточен в основном квесте. И иногда возникает некоторый диссонанс: сейчас - «эти грязные имперцы за все заплатят, я не остановлюсь, пока не сотру их боевые машины в пыль!!!», через несколько минут – «гонки на чокобо! уиииии!!!»
Старый знакомый – Левиафан.
Еще одним ключевым изменением стала боевая система. Многие переживали, что вместо классической системы ATB нам хотят впарить какой-то акробатический экшен, да еще и в полном реалтайме. По большому счету, так оно и получилось, только плакать по этому поводу что-то расхотелось. Управлять можно только Ноктисом, три его напарника действуют исключительно под контролем AI. В нашем распоряжении 4 быстрых слота под вооружение, обычная атака, уклонение и телепорт, который можно совмещать с атакой. Кроме того, можно комбинировать атаки Ноктиса с атаками друзей и призывать на помощь всяких могущественных божеств, которые фанатам серии наверняка хорошо знакомы. В целом боевка выглядит неплохо, но несколько суетливо и сумбурно. Свою роль здесь играет камера, которая не очень дружит со всякими препятствиями, и обильные спецэффекты, мешающие разобраться в происходящим. Для того, чтобы эффективно использовать в бою тактику и позиционирование, потребуется долго привыкать к визуальному хаосу и часто прыгать в тактический режим. Или забить и просто играть в легком режиме, нажимая пару кнопок.
Разработчики не стали следовать нехорошей современной традиции и сделали игру полностью доработанной, не содержащей критических ошибок, со стабильным фрэймрейтом. И да, она чертовски красива, даже по меркам линейных игр, более скромно кушающих ресурсы консоли.
Когда простого револьвера мало…
Final Fantasy 15, как и Final Fantasy 13 в свое время, экспериментирует со многими элементами, считающимися классическими для серии. Но в отличие от тринадцитой, она делает это продуктивнее, сохраняя достаточное число отсылок, пересечений и прочих фанатских штучек. Цельный проект, который хорошо вписывается в серию, является отличной игрой сам по себе и отчетливо заявляет о том, что «jRPG еще не всё».
Итог – 9.5