Схемы пользовательского финансирования игр (и не только игр), активно распространившиеся в прошлом году, стали чем-то вроде символа демократии в игрострое. Дескать, что хотим видеть, то и спонсируем. Однако одно дело начать, и совсем другое – довести до логического завершения. Попробуем оценить нынешнее состояние проектов, которые уходят своими корнями в карманы геймеров.
OUYA
Начнем с такого крупного проекта как консоль OUYA на базе Android, на разработку которой было собрано 8.6 миллиона долларов, что в 9 раз превысило изначальный план разработчиков. Официальный релиз состоялся в прошлом месяце, и консоль показала довольно интересную статистику. За сутки вся первоначальная партия была раскуплена. Правда, без указания объема этой партии такую ситуацию сложно назвать достижением.
Контроллер Xbox и ножка от тумбочки позволят играть в игры с телефона на большом экране.
На данный момент пользователи консоли сталкиваются с одной основной проблемой. Дело в том, что триумфально провозглашаемая политика доступности для независимых разработчиков спровоцировала наполнение игрового хранилища откровенно убогими игрушками от девелоперов, чья прямота рук вызывает сомнение. С другой стороны, разработчики консоли, опасаясь стартового «ноугеймза» решили докинуться портами игрушек с Google Play. То есть с одной стороны убогий трэш, с другой уже не по разу мелькавшие тут и там игрушки, и только где-то среди этого хаоса кроются действительно стоящие и даже эксклюзивные тайтлы.
Время сумело изменить ситуацию с проблемами контроллера и откровенным отсутствием игр, так что вполне возможно, что и положение с их сомнительным качеством и замусоренностью тоже исправится. Но пока, увы, этого не произошло.
Project Eternity. Первая из показанных локаций.
Студия Obsidian Entertainment, известная по Fallout New Vegas и Dungeon Siege 3, продолжает работу над собственной RPG Project Eternity. Кампания на Kickstarter собрала почти 4 миллиона долларов, обогнав другие игровые проекты на этом сервисе и указав на высокий интерес пользователей к олдскульным ролевухам. Судя по отчетной информации, настроение у разработчиков бодрое. Увы, в постоянном потоке выкатываемых материалов разработки попадаются концепт-арты, фоны локаций, и анимация персонажей, но не геймплей. Впрочем, до релиза, запланированного на весну 2014 года, еще далеко.
Broken Age
А вот у студии Double Fine дела пошли не так уж и гладко. Не так давно Тим Шейфер объявил, что разработка point-and-click адвенчуры Broken Age (известной так же под работчим названием Double Fine Adventure) потребовала слишком большого количества денег. Точнее, разработчики наваяли столько контента, что для того, чтобы уложиться в полученные средства, им пришлось бы вырезать 75% это этих материалов.
Broken Age. Два мира, одна история.
Решение приняли следующее: разделить игру на две части, выпустить первую через Steam Early Access, поднять денег на ее продаже и допилить вторую. Проблем несколько. Во-первых, это не особенно честно по отношению к игрокам и вкладчикам. В том числе и то, что об этом решении они сообщили только после того, как их другой проект Massive Chalice благополучно превысил необходимый объем средств на Kickstarter. Во-вторых, тот факт, что игра, на которую первоначально просили 400 тысяч, а реализовать не смогли даже на 3.3 миллиона долларов, говорит о хреновеньком менеджменте ресурсов у компании, так решительно показывающей оголенный тыл нехорошим большим издательствам, не только любящим, но и умеющим считать деньги. В-третьих, как ни крути, Broken Age это своего рода лицо краудфандинга, поскольку началась волна именно с этого проекта. Значит и отношение к явлению (а следовательно и его будущее) будет во многом опираться на достижения Double Fine. А они пока что попадают только в графу «сомнительные».
Wasteland 2. Живописный постапокалипсис.
Продолжение прародителя Fallout продолжает разрабатываться, и, по всей видимости, сбоев тут не ожидается. Уже демонстрирвались и прогресс в оформлении, и геймплейные элементы на ранних билдах. А теперь еще сообщили о сотрудничестве InXile Entertainment с бодро идущим в гору издателей Deep Silver относительно распространения дисковых версий игры. Нет, они не продали свою независимость, не переживайте. Речь только о распространении и больше ни о чем. К слову, у InXile в работе есть и еще одна игра – Torment: Tides of Numenera, являющаяся духовной наследницей Planescape Torment.
Shadowrun Returns. Злачное место.
Этот тайтл, собравший 1.8 миллиона долларов на кикстартере, оформится раньше остальных проектов, поставивших рекорды по сборам. Собственно, на данный момент уже показали все, что может создать необходимое представление о геймплее и атмосфере. Единственная известная проблема – отложенная дата релиза, который перенесли на 25 июля. В любом случае, задержка оказалась чисто символической.
Oculus Rift
Еще один девайс, имеющий прямое отношение к играм и спонсирующийся своей же потенциальной аудиторией, это Oculus Rift, очки виртуальной реальности. Ажиотаж вокруг этого устройства был бешеный, и свои 2.5 миллиона на разработку создатели OR собрали без труда. В настоящее время самые нетерпеливые энтузиасты имеют возможность пощупать только версию для разработчиков, которая отличается более низким разрешением и более высокой стоимостью, нежели будущее пользовательское издание Oculus Rift 2.0. Главное преимущество очков для девелоперов в том, что их не нужно ждать до 2014 года.
Oculus Rift. Так выглядит версия для разработчиков.
Интерес к устройству со стороны игроков подкрепляется интересом со стороны разработчиков игр, многие из которых уже заявили о том, что в их творениях будет поддержка Oculus Rift. Тут отметились практически все жанры, оперирующие видом от первого лица: ужастики, шутеры, головоломки… планируется даже виртуальная эротика. Пока в числе самых проектов с поддержкой Oculus Rift такие игры как DOOM 3: BFG Edition, Team Fortress 2, Half-Life 2, Hawken, Minecraft и Star Citizen, однако о безоговорочно стабильной работе говорить пока не приходится.
Кстати, о нем, родимом. Крис Робертс, создатель космосима Wing Commander, продолжает увеличивать масштабы своего нового проекта, релиз которого запланирован на конец 2014 года. Но этот человек, в отличие от Тима Шейфера, придумал куда более гибкую систему финансирования. Собранных через кикстартер 2,1 миллиона долларов явно не хватило бы на полномасштабный проект на CryEngine 3, поэтому сборы продолжились через собственный сайт Roberts Space Industries. Сначала пользователям предлагалось выступить в роли спонсоров, а позже там попросту открыли интернет-магазин, торгующий уникальным контентом, который позволит получить разнообразные эксклюзивные бонусы после релиза.
Star Citizen. И целого космоса мало.
Сработало на ура. По крайней мере, в последний раз Робертс сообщал о том, что сумма сборов добралась до отметки в 10 миллионов зеленых. Хотя, на этом он останавливаться явно не собирается. Он не зацикливается на пользовательском финансировании и ищет более крупных спонсоров, объясняя это тем, что для реализации всех его идей не хватит и десяти миллионов. Кроме того, он упомянул о возможности добавить в список платформ PS4, изменив своим первоначальным триумфальным лозунгам о доминировании РС и о его безоговорочной приверженности к этому формату.
Еще одна игрушка, создающаяся «всем миром», но не имеющая отношения к Kickstarter. Как уже упоминалось в предыдущей статье, сервис World of Mass Development предполагает не только финансовую поддержку аудитории, но и ее активное участие в разработке. На данный момент бюджет игры составляет 3.8 миллиона евро, из которых 2,3 миллиона приходится на долю пользователей. Собственно, в этом проекте особых неожиданностей уже не предвещается: бета-тест в разгаре и даже добрался до стима, скриншоты впечатляют даже самых ярых ценителей графики, а геймплей радует любителей достоверных симуляторов.
Project CARS. Плетешься в хвосте – терпи неудобства.
Хотя, постфактум следует упомянуть об одном инциденте, едва не похоронившем всю затею. Дело в том, что участие в спонсорской программе предполагает долю в доходах от реализации игры. Причем в том случае, если игра разойдется миллионным тиражом, разработчики обещают вернуть вкладчикам вчетверо больше их взноса. Такие обещания выглядят очень похоже на мошенничество (в котором, помнится, пытались уличить и разработчиков OUYA), поэтому в дело вступило FSA — Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании. Проект собирались попросту прикрыть, но после нескольких месяцев изучения финансовой схемы проверяющие ограничились обязательным внесением в договор пункта о безоговорочном возвращении средств по требованию спонсора.
Вот так обстоят дела у самых заметных проектов на базе краудфандинга на данный момент. Несмотря на популярность этой системы финансирования, ее будущее пока неизвестно и во многом зависит от успеха или неудачи перечисленных игр и устройств. По той простой причине, что количество желающих спонсировать инди-проекты, если потерпят неудачу титаны этого сектора игростроя.