Популярные вымышленные миры неизбежно привлекают к себе внимание создателей игр. И вселенная, начавшаяся в 1979 году с фильма Ридли Скотта, понятное дело, исключением не стала, наплодив за три с лишним десятка лет немало игроизаций. Рассмотрим историю игровой стороны этого френчайза (и смежного с ним AvP), а заодно попробуем оценить перспективы его развития в будущем.
Копаться в дремучем прошлом не так-то просто, поскольку начинается все аж 1982 году на платформе Atari 2600 с выходом игры Alien, сильно напоминавшей вариацию на тему Pac-Man. Еще один Alien (да, с названиями тогда не особенно церемонились) вышел в 1984 на Commodore 64 и ZX Spectrum.
Alien vs. Predator (1994). Человек, чужой и хищник – братья на век.
Вторую часть киноэпопеи освоили в 1986 году, когда вышли две совершенно разные игры под названием Aliens: The Computer Game – коллекция мини-игр от Activision и шутер с видом от первого лица от Software Studios. В 1987 и 1990 годах соответственно появилась другая непохожая «парочка» с именем Aliens – платформер от Square на VSX и shoot`em`up для аркадных автоматов от Konami.
90-е годы начались примерно с того же мультиплатформенного и жанрового хаоса. Alien 3 вышла в двух непохожих платформерах формата «беги и стреляй»: сначала для Amiga, Commodore 64 и Sega Master System, а потом уже для SNES, которую современному геймеру вспомнить как-то попроще. В 1993 выпустили адвенчуру Alien vs Predator: The Last of His Clan на Game Boy и аркаду со световыми пистолетами Alien 3: The Gun. Ах да, еще в 1994-ом был на аркадных автоматах совсем забавный Alien vs. Predator от Capcom; beat`em`up, в котором можно было играть десантницей, хищником и чужим, выступавшими… на одной стороне против разномастных монстров.
Alien Trilogy (1996). Квадратный и опасный.
В 1995 году к списку платформ добавляется РС с выходом адвенчуры Aliens: A Comic Book Adventure. И вот после этого, в 1996 году, игры про кислотную кровь и двойные челюсти начинают принимать более привычные в настоящее время формы. На PlayStation, Sega Saturn и PC выходит Alien Trilogy – FPS от Probe Entertainment. Игра объединяла под своим крылом периоды всех трех фильмов и позволяла поиграть за Рипли. Забавно, что при этом ничего общего с сюжетом кинокартин игра не имела, только лишь использовала некоторые ключевые элементы и персонажей. То есть в данном случае имеет место доминирование геймплея, ради соответствия которому от сценария не оставили камня на камне. К слову, в рамках этой игры даже топовые РС пасовали перед картинкой на PS One.
В 1998 году обладатели персоналок получили в некотором смысле компенсацию за неудачную версию Alien Trilogy, а именно игру Aliens Online. Вот оно, раннее преимущество РС – возможность мутузить других игроков по сети. Чужие сражаются с десантом, пытаясь перебить их всех, люди отбиваются и в свою очередь стараются убить всех королев ксеноморфов. Зарабатывание очков, настройка внешности персонажа, возможность побегать оффлайн от лица морпеха – все по-взрослому.
Aliens Online (1998). Их надо убивать, пока они маленькие!
1999 год и снова РС. Проект Aliens versus Predator от студии Rebellion и сейчас, наверное, помнят многие. Это был своего рода прорыв в плане разнообразия геймплейных решений, собранных в одной игре. Три одиночных кампании за человека, хищника и чужого были совершенно не похожи друг на друга, как и их участники. Мультиплеер, разумеется, так же был непривычным, предлагая участие в соревновании сбалансированных, но очень отличающихся друг от друга по способностям и тактике персонажей.
В 2000 году Sony снова потянула одеяло на себя и выпустила Alien Resurrection эксклюзивно для PS One. Игра была создана по одноименному фильму, четвертой части квадрологии чужих, и представляла собой довольно атмосферный survival. Впрочем, переборщив с мрачностью и продолжительными плутаниями по коридорам разработчики получили весьма нудную игру, из-за чего критики ее и разбомбили.
Aliens versus Predator (1999). Десантник? Иди, обниму!
На следующий год выходит Aliens versus Predator 2 (на этот раз уже за авторством Monolith Productions), а в 2002 он дополняется аддоном Aliens versus Predator 2: Primal Hunt. Сама вторая часть оказалась очень толковым развитием оригинальной идеи и заслужила похвалу критиков, а вот дополнение было "награждено" пинком за однообразие и скуку.
Aliens versus Predator: Extinction в 2003 году отметил появление новых консолей Xbox и PS2. Примечательно было еще и то, что это была стратегия в реальном времени, которых на консолях и так мало. А эта, к тому же, оказалась еще и вполне сносной, хоть и представлялась несколько недоработанной. После этого релиза было затишье, ознаменованное лишь регулярными релизами мобильных проектов: Aliens: Unleashed (2003), Alien vs. Predator (2004) от Superscape, Alien vs. Predator (2004) от Wicked Witch Software, Alien vs. Predator 3D (2005), Aliens vs. Predator: Requiem (2007) для PSP и Alien vs. Predator 2 2D: Requiem (2007).
Alien Resurrection (2000). Путешествие в фильм.
Прервать эту череду атак на мобилки суждено было игре Aliens vs. Predator (вот ведь соригинальничали с названием, а?). Вновь за дело взялась студия Rebellion, некогда подарившая геймерам идею трехстороннего противостояния. Увы, возложенных на нее больших ожиданий игра не оправдала, несмотря на передовую графику, неплохой мультиплеер и атмосферу. Помешали дисбаланс, бедный сюжет, сумбурная система ближнего боя и чрезмерная неоправданная жестокость.
Крайним воплощением этой вселенной в играх стал проект Aliens: Colonial Marines от Gearbox Software. «Взять высоту» разработчики решили за счет кооперативного геймплея, соревновательного мультиплеера с двумя фракциями и, самое главное, ностальгической атмосферы, апеллирующей к фильму «Чужие», к чему можно отнести визуальный стиль, элементы дизайна уровней, характерную озвучку и некоторых персонажей. Несмотря на то, что с ностальгической частью все оказалось замечательно, большинство других элементов подкачали: невдохновляющий и маловыразительный геймплей, высосанный из пальца сюжет и графика, оказавшаяся хуже, чем в презентационном трейлере, не ускользнули от внимания критиков и игроков.
Aliens versus Predator 2: Primal Hunt (2002). Торро!
И вот, совсем недавно появился слух о некоей торговой марке Alien: Isolation, зарегистрированной от лица 20th Century Fox. Издание Kotaku со ссылкой на собственный анонимный источник первым опубликовало неофициальную информацию, согласно которой речь идет именно об игре. Предположительно, в центре повествования будет находиться дочь Элен Рипли, которая по сюжету фильмов умерла в почтенном возрасте, пока главная героиня болталась в криосне между фильмами «Чужой» и «Чужие».
Aliens versus Predator: Extinction (2003). Взгляд со стороны.
Разрабатывает игру, якобы, студия Creative Assembly, что, в сущности, вполне правдоподобно, поскольку разговоры об игре необычного для этих британцев жанра ходят уже давно. Так что вполне возможно, что Sega предоставила им такую возможность. В заметке также сообщается, что работают они на стыке жанров stealth и horror, вдохновляясь такими проектами как Bioshock и Dishonored. По сюжету игра, предположительно, окажется ближе к самому первому фильму, и в ней будет много противостояния один на один с монстром, а героине придется много бояться и много прятаться.
Aliens vs. Predator (2010). Бегите, я пока поем.
Глядя на историю френчайза на игровом поприще, сложно удержаться от легкого головокружения. В силу разнообразия концепций, использовавшихся четырьмя режиссерами фильмов, вселенная получилась очень разносторонней. Видимо, от того и такой жанровый сумбур: платформеры, адвенчуры, прямолинейные экшены, survival-horror и даже RTS. Чего только не было… Увы, за всю историю френчайза правообладатели отдавали предпочтение мелкомасштабным задумкам, а крупные инвесторы и разработчики, видимо, не знали, с какого конца хвататься за реализацию.
Aliens: Colonial Marines (2013). Баррикады не помогли…
Как бы ни порицали Sega за плоды их трудов, их попытки вывести «чужих» на более высокий уровень, по сравнению с современными конкурентами, оказываются одними из самых результативных. Единственное, чего не хватает этой кампании, это ударной силы в лице именитых разработчиков в богатым опытом работы в нужном жанре. Все-таки, даже если слух окажется правдой, Creative Assembly это кандидатура как минимум сомнительная для того, чтобы делать stealth-horror. Хотя, само направление движения кажется верным: от серии ждут в первую очередь киношной атмосферы и ностальгических элементов, и если уж не сработала идея с шутером в стиле «Чужих», то можно попробовать вернуться к ужастику в стиле «Чужого».
А каким бы хотели вы видеть следующий проект с участием ксеноморфов?