Одна из самых качественных серий исторических стратегий скоро обзаведется очередным воплощением – проектом Total War: Shogun 2. Вследствие приближающейся даты релиза студия Creative Assembly предложила оценить возможности игры и выпустила ее демо-версию.
Япония, XVI век, страна представляет собой настоящее лоскутное одеяло, составленное из территорий различных кланов. И каждый из них мнит себя первейшим претендентом на место сегуна. Возведением на престол собственного кандидата и предстоит заниматься игрокам.
Кровопролитие на закате… классика.
Демка вышла довольно объемная, что позволяет получить хорошее представление о почти готовом проекте. Во всяком случае, о его однопользовательской части. Как и в предыдущих играх серии, можно либо в играть в полномасштабную стратегию, сочетающую в себе реалтаймовый варгейм с пошаговой экономической стратегией, либо погружаться в исторические реалии, участвуя в сражениях, происходивших на территории Японии в то время.
В качестве демонстрации основного режима используется его обучающая часть, в которой игрокам предстоит завоевать небольшой остров. На самом деле, сложно сказать про геймплей экономической части Total War: Shogun 2 что-нибудь принципиально новое. Разработчики вот уже который год шлифуют отлично зарекомендовавшую себя схему. Shogun 2 продолжает эту благородную традицию.
Игрокам предстоит освоить множество нюансов, которые позволят эффективно управлять кланом. Следим за уровнем налогов, не забываем развивать технологии, строить дороги и нанимать войска. Каждая захваченная провинция может стать важной стратегической точкой, в зависимости от индивидуальных особенностей: наличие порта, каменоломни, коннозаводческого хозяйства и так далее.
Огнем и мечом… ну, то есть катаной.
Чем больше провинций вы захватите, тем сильнее сделаете свой клан. Но при этом озлобите и насторожите своих многочисленных соседей. Поэтому, кроме военного дела, необходимо осваивать и дипломатию, чтобы уметь договариваться о временном или долгосрочном союзе.
У вашего клана есть генеалогическое древо. У лидера есть семья, так что не удивительно, что рано или поздно подрастут и наследники. Они могут быть назначены на должность чиновников или военачальников, что укрепит экономические позиции и мощь армии. Однако, они же могут стать ее слабым местом, если противник найдет способ склонить их к предательству. Хитрость, предательство и другие уловки это дело различных агентов, которые смогут действовать наряду с вашими армиями, передвигаясь по глобальной карте.
Развиваясь как военачальник, глава клана и политик, вы сможете по своему выбору совершенствовать различные навыки, действие которых наиболее соответствует выбранной вами стратегии игры. Дерево навыков позволяет получать различные бонусы в совершенно различных областях: тактике, дипломатии, дисциплине, науке, экономике и т.д.
Но без военных действий, разумеется, это был бы не Total War. Боевые действия в RTS-формате впечатляют своим масштабом и скрупулезной проработкой всевозможных тактических мелочей. Наличие в игре разного рода войск и их специфические умения дают возможность реализовать фактически любую придуманную вами стратегию.
Занявшего населенный пункт противника лучше выбить катапультами.
Тут, конечно, может возникнуть сложность у тех, кто с Total War и другими продвинутыми варгеймами не особенно хорошо знаком. Порог вхождения для подобных игр довольно высок из-за того, что приходится учитывать очень многие моменты: расположение войск, рельеф местности, своевременное применение способностей отрядов, соотношение родов войск, мораль бойцов, передвижение армий противника и многое другое. В Total War: Shogun 2 вы получаете все это в полном объеме.
Очень облегчит жизнь стратегам функция изменения скорости игры. Вы можете ускорить время, чтобы не ждать, пока отряд перемещается с позиции на позицию, можете замедлить время, чтобы видеть в динамике изменение хода сражения и успевать отдавать команды всем отрядам. Если же вам нужно тщательно обдумать ситуацию, вы можете поставить игру на паузу и решить, что делать дальше. В мультиплеере, очевидно, такой функции не будет, поэтому успешно играть в него смогут только самые опытные полководцы, способные не только принимать верные стратегические решения, но и делать это быстро.
Атака огненными стрелами или шашлык по-японски.
В режиме обучения было доступно всего три сражения (исход остальных рассчитывался автоматически). Одним из них был штурм замка. Действительно захватывающий бой, требующий умения одерживать верх не числом, а умением.
Если же трех сражений вам не хватает, чтобы оценить возможности игры, вы можете оттачивать свои навыки полководца в режиме исторических сражений. Здесь демо-версия предлагает только один эпизод – битву при Секигахаре. Но для демо-версии этого более чем достаточно.
Добрым словом хочется помянуть стилизацию. Атмосфера настолько густая, что погружаться в нее одно удовольствие: изумительная музыка, сочетающая этнические мотивы и динамику, стилизация под традиционные японские гравюры, изречения философов и известные хоку на экране заставки. Даже сложно поверить, что игру создавали европейские разработчики. Ну, и если на то пошло, то и наши локализаторы внесли свой вклад в ощущение от игры, сделав качественный перевод и дубляж.
Захват замка.
В итоге два момента можно назвать очевидными сложностями игры. Во-первых, она весьма сурова по отношению к вашей машине. Собственно, взглянув на любое сражение, вы сразу поймете, что именно так бесцеремонно «кушает» ресурсы компьютера: огромное количество юнитов, асинхронная анимация движения бойцов в отряде и детализация их внешности, просчет освещения, спецэффекты и многое другое. Оно того стоит. Впрочем, если важна только тактика, картинкой можно и пожертвовать – игра держится далеко не на одной только визуальной составляющей, как во многих случаях в последнее время.
Во-вторых,.. ну, это уже не имеет отношения к стараниям специалистов Creative Assembly. Просто не удивляйтесь, если в первое время у вас в глазах будет рябить от японских названий и имен, не особенно привычных для русского сознания. И фишка не в том, что они сложны для произношения – просто обрушиваются на память довольно большим потоком. Если история европейских войн еще хоть как-то осела в сознании, то войны японские это уже вотчина узких специалистов. Так что готовьтесь воспринимать и запоминать. С другой стороны, если это не в удовольствие, то не стоит и браться за историческую стратегию в японском сеттинге, ведь так?