Как же это, друзья?
Человек смотрит на вишни в цвету,
А на поясе длинный меч!
(с) Кёрай
Настоящему стратегу не так уж и принципиально, куда именно отправляться воевать: в современные горячие точки, на далекие планеты или в прошлое. Главное, чтобы можно было полностью реализовать свои навыки полководца. На этот раз игрокам предстоит навести шороху в феодальной Японии, запустив проект Total War: Shogun 2.
Наверняка, все уже в курсе, что новая часть серии Total War посвящена японским феодальным распрям XVI века. В стране творится такой жуткий бардак, что несчастный император признает сегуном любого, кто захватит достаточно власти и продемонстрирует свою силу. Отчего бы этим не воспользоваться лидеру одного из многочисленных японских кланов? Ну, вот и воспользуемся.
Грабить или не грабить – вот в чем вопрос.
Игра традиционно проводит черту между историзмом и вольными фантазиями на эту тему. Те, кто желает поближе познакомиться с историей японских войн этого периода, могут запустить режим исторических сражений и выбрать один из доступных сценариев. Здесь вы сможете только сражаться, пользуясь войсками и их расположением, определяемым историческими хрониками. Зачастую сражения весьма сложные, и сюда рекомендуется заглядывать уже после того, как набьете руку в баталиях попроще.
Ядром игры является режим кампании, сочетающий в себе пошаговую тактическую и реалтаймовую боевую составляющие. Начиная эту кампанию, вы сможете выбрать уровень сложности, продолжительность кампании и свой клан. Продолжительность кампании определяется условиями победы. В Total War: Shogun 2 стать сегуном хочется всем, но не это является конечной целью игры, а контроль над определенным количеством провинций, которое вы и зададите перед началом игры.
Выбор клана тоже является важной особенностью. У каждого из них своя история и своя территория, на которой вы начнете игру. Кроме того, каждый клан преуспел в одной из многочисленных областей военного, экономического или политического искусства. Один славится искусными мечниками, другой не знает равных в интригах, третий, с начала существования оттачивал мастерство верховой езды и т.д. Это все не просто слова, а реальные преимущества, доступные вам с самого начала и на протяжении всей игры. В значительной степени тактика игры будет зависеть и от выбора клана, хотя, конечно, никто не будет ограничивать вас в ваших полководческих решениях.
Нелегкий выбор.
В режиме тактической карты вы будете перемещать нанятые войска и заниматься благоустройством вашего клана. Отряды способны передвигаться и самостоятельно, но гораздо лучше это делать в сопровождении генерала или самого даймё (главы клана). Их участие в битвах рискованно, но приносит большую пользу. Они становятся более опытными и получают опыт, а вместе с опытом приходит и возможность изучить новые умения. Какие-то из них будут усиливать непосредственно самого генерала и его свиту, другие же отразятся на способностях всего войска, которое он возглавляет.
У генералов есть еще и спутники. По сути, это просто еще один ряд бонусов, которые вы можете выбрать, просто оригинально оформленных. Дескать, шатается с вашим генералом учитель и обучает его каллиграфии, что в свою очередь дисциплинирует разум и повышает преданность клану. Как и у любого уважающего себя главы клана, у вашего даймё будет своя семья. Дети будут подрастать, что даст вам возможность назначать своих родственников на должности военачальников и чиновников, опять-таки усиливая свой клан.
Расширенная по меркам серии RPG-система идет и дальше, позволяя осваивать дерево технологий самого клана. Его развитие и выбор определенных навыков еще больше специализирует деятельность вашего клана, ориентируя его на ваш стиль игры.
Практически каждое действие сопровождается видеовставками.
Военная машина это еще не все, что вы можете противопоставить врагу. В игре существует ряд специальных юнитов – агентов – ориентированных на совершение действий на тактической карте. Исчезновение вражеского генерала может значительно ослабить противостоящее вам войско. Так почему бы не использовать гейшу или ниндзя, чтобы избавиться от него? Бесшумный убийца может также устраивать диверсии и поджоги, а может и ворота открыть во вражескую крепость. Хотя, все эти без сомнения полезные действия он (как и другие юниты-агенты) совершает с определенной вероятностью успеха, которая зависит от его опыта в подобных делах и от способности цели противостоять им. Но дело это опасное и… в общем, редкий ниндзя доползает до середины вражеского лагеря, так что используйте агентов с умом.
Не всякие действия, совершенные вами во время войны, пойдут на пользу экономике. К примеру, пуская армию помародерствовать в захваченном городе, не надейтесь на радушный прием его жителей. Да и отравленные колодцы едва ли позволят завоеванной провинции радовать вас богатыми урожаями риса и улыбками местных жителей.
Развитие инфраструктуры захваченных земель ни в коем случае не следует упускать из виду. Каждая провинция имеет свои особенности и уровень развития. А поскольку строительство требует времени, сосредоточить все улучшения в одной провинции будет трудновато. Лучше заранее распределить между ними роли и использовать их, исходя из их потенциала. К примеру, если какая-то провинция славится тренировочной базой для копейщиков, то там и следует нанимать войска этого типа, а не пытаться построить что-нибудь аналогичное где-то еще. В итоге вам придется создавать из разрозненного лоскутного одеяла японских провинций единую систему, где каждая единица имеет свою особую функцию.
Неравный бой.
Компьютерные соперники будут вам в этом всячески мешать. AI, который делится на боевой и тактический, можно подстроить под игрока любого уровня благодаря системе уровней сложности, ограничивающих возможности неприятеля на тактической карте и на поле боя. В любом случае, вы можете ожидать адекватной реакции компьютерного интеллекта на ваши действия. Например, если ваш клан станет достаточно могущественным, чтобы составить конкуренцию сегуну, верховный феодал не станет ждать и может ударить первым. И к нему могут присоединиться многие кланы, которым ваше соседство давно встало поперек горла. Так что, будьте любезны, вспомните, что в Shogun 2 есть не только экономика и война, но еще и политика.
Бои в Shogun 2 отменные. Игре идет на пользу большое количество типов войск (включая специальные, вроде героев и ниндзя) и ландшафтов, на которых они сталкиваются. Наземные сражения делятся на открытые противостояния и штурмы, а также разнообразятся погодными условиями и временем суток – все это отразится на тактических возможностях отрядов. Морские сражения соответствуют реалиям выбранного сеттинга, так что все корабли переведены на весельную тягу. Фишек с использованием ветра больше нет, но зато появилась такая деталь как наличие береговой линии (ведь морские сражения происходят неподалеку от суши). Любители хитрых уловок вполне могут использовать мели, непроходимые для тяжелых судов, для засад и маневров.
Мультиплеер, встроенный в игру, продлевает ее жизнеспособность. Осталась возможность заменить в сражении одиночной кампании компьютерного противника на реального игрока. Можно в кооперативном режиме проходить все ту же кампанию, а можно поучаствовать в многопользовательском противостоянии за звание сегуна, создавая и развивая своего собственного генерала. Но сюда, как и предполагалось, без большого опыта соваться явно не стоит. Прелесть сингла Shogun 2 в его доступности даже непрофессионалам, но в мультиплеере их просто растопчут.
Под солнцем все равны… но всегда норовит найтись первый среди равных.
Игра значительно улучшила свои технические показатели, по сравнению с демо-версией. Помимо очевидного снятия ограничений на графические опции, мы видим существенно усиленную оптимизацию – стабильность работы игры, с учетом огромного количества мелочей, высококачественной графики, дьявольских объемов реалистичной анимации и впечатляющего количества юнитов, участвующих в сражениях, просто поражает.
Стилистика встает в один ряд с другими положительными качествами этой игры. Пожалуй, лучше оформить игру подобного сеттинга просто невозможно: в плане музыки, интерфейса, художественных вставок и еще много чего. Другое дело, что не всем нравятся самураи. Но это уж, скажу я вам, проблемы самих япононенавистников, поскольку любителям военно-экономических стратегий этот проект пропускать ни в коем случае не рекомендуется. Во всяком случае, за все время игры так и не были обнаружены хоть сколько-нибудь значимые недостатки. И при этом мы видим перед собой проект яркий, захватывающий и графически продвинутый.