Все-таки закостенел изрядно фэнтезийный сеттинг – как слышишь слово «фэнтези», так сразу и представляется что-то пафосное и околотолкиеновское. Настойчивое клонирование традиционной фэнтезийной братии не могло не утомить геймеров, и, возможно, именно поэтому с таким нетерпением многие ждали выхода проекта The Witcher 2: Assassins of Kings.
Не самая простая, надо сказать, задача стояла перед CD Project. Слишком уж много условий приходилось учитывать. С одной стороны фанаты творчества Сапковского с плакатами типа «Не посрамите труды любимого автора», с другой – почитатели первой игры, среди которых попадались и те, кто слыхом не слыхивал ни про какие книги, но страстно желающие получить достойный сиквел, с третьей – те, кто внимательно следит за соблюдением почти славянской атмосферы, делающей проект стилистически оригинальным, ну, а с четвертой – западная аудитория, которую после успеха The Witcher, как ни крути, приходится брать в расчет. Не просто плясать в таких рамках, но разработчикам все же удалось продемонстрировать умение учитывать множественные факторы.
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе… хотя, нет, давненько уже не кормили.
Сюжет игры, как и в оригинале, в значительной мере опирается на содержание книг Сапковского. Однако, если первая часть только заимствовала оттуда персонажей и антураж, то в The Witcher 2 игрокам, среди прочего, предстоит возвратиться к событиям, завершающим цикл романов. В прошлый раз Геральта мучала амнезия, но теперь головушка начала проясняться, и уже никуда не деться от того факта, что мучительно интересно, как же развивались события после приснопамятного удара вилами в живот, и куда, в конце концов, подевалась Йенифер.
Но все эти флэшбэки будут только фоном терроризировать тех, кто книжки не читал (хороший, кстати, повод прочитать), поскольку основные события игры будут больше связаны с первой частью. Опять-таки, неуютно могут почувствовать себя те, кто с оригиналом не знаком. Тут уж нужно совсем пофигистически к сюжету относиться, чтобы остаться равнодушным к изобилию отсылок к прошлым событиям.
Собственно, сам сюжет, хоть и не особенно длинен (как и сама игра), но очень обширен, широк. То есть параллельно происходит очень много различных событий. Связано это с тем, что судьба Геральта и его приятелей рассматривается на фоне масштабных политических событий международного масштаба. Наш ведьмак, хоть и старался всегда придерживаться нейтралитета, у него это и в книге-то не особенно получалось, а уж теперь он полностью увяз в политических разборках. Точнее, его «увязли» без его на то желания, но об этом вы уже сами узнаете.
Жахни, Геральт!
Сюжет не только обширен, он еще и интерактивен. Вам не просто рассказывают историю о том «как ведьмак в политику пошел» - многие из происходящих событий будут зависеть от ваших решений и действий. И вот что занятно, сколько раз нам обещали разветвленность и вариативность в десятках различных игр, но по-настоящему это мало кому удалось реализовать. The Witcher 2 в числе подобных проектов, и в этом его уникальность. Практически, выбирая сторону (а прелесть в том, что однозначно хороших и плохих тут нет вовсе), вы определяете, что случиться в дальнейшем. Вторых главы в игре две, и за одно прохождение вы сможете увидеть только одну из них. Вы только представьте – не одни и те же квесты, расписанные с разных сторон и немного измененные, а полностью отличающиеся друг от друга задания. В конечном счете, именно это и отразилось на продолжительности отдельно взятого прохождения, но и реиграбельность, согласитесь, повысилась.
Сапковского все-таки не обидели – сценарист попался грамотный и отсебятину нести не стал. Все аккуратно, осторожно и в рамках задуманного. Фанаты могут убрать заготовленные заранее вилы. Вот стилистику все-таки подвинули в сторону запада из-за тамошней (и в основном американской) аудитории. Как бы это покороче… игра стала менее деревенской и более рыцарской в плане стилистической направленности. Хотя, восточноевропейский колорит все-таки присутствует, и в немалых объемах: грязи, грубости, необразованности, бедности и других прелестей непросвещенного средневекового периода вы здесь найдете в достатке.
Ах, палач, палач, упади и поплачь. Поплачь, порыдай, да мне смертничков отдай.
Тут стоит добрым словом помянуть наших локализаторов. Англоговорящим геймерам дали то, к чему они привыкли в плане речи персонажей, и поэтому экспортную версию второго ведьмака можно смело назвать кастрированной. Ну, не в курсе там, как босяки веке в четырнадцатом могли разговаривать, позабыли уже. Английский просто не способен передать подобные оттенки в тексте, а вот русский перевод в этом отношении близок к оригиналу, то есть к польской версии. 1С проделала прекрасную лингвистическую работу и даже (свершилось!) использовала мат, что получилось очень правильно и к месту. Ну, а все формалисты, которым подавай более традиционную манеру общения, по меткому выражению одного персонажа совсем другой истории, «могут пойти и откусить». Пожалуй, единственное, что не понравилось, это голос, подобранный для озвучивания Трисс Меригольд. Уж очень она нежная для такого антуража и своего жизненного опыта.
Визуально игра выглядит на отлично. При чем постарались тут как программисты, так и моделировщики. Последние отнеслись с какой-то прямо-таки фанатичной тщательностью к проработке даже самых мелких деталей. Уже и не знаешь, чем больше любоваться: моделями персонажей или пейзажами. Программисты постарались чуть меньше, поскольку игра, как и первая, вышла сырой, с изрядным количеством недоработок и шероховатостей. Сейчас это правят, но все равно не особенно приятно. В остальном, отличная картинка с полным набором современных графических элементов (разве что motion blur показался каким-то чересчур навязчивым). Который раз уже убеждаюсь, что даже для современных проектов DirectX 11 не является обязательным номером программы. И не будет являться до тех пор, пока разработчики умеют вот так работать с уже освоенными технологиями.
Все свистишь, остроухий? А ты в курсе, что со свистунами делают?
Ну, и наконец о геймплее. Поменялся сюжет – поменялась и функция главгероя. В первой части профессия занимала в жизни Геральта несколько большую роль. Ну, а поскольку обстоятельства вынуждают охотиться на зверей двуногих, охотником за нечистью вы будете чувствовать себя реже и, все больше в побочных заданиях. Впрочем, это не будет означать, что вы останетесь недовольны весом кучи тел истребленных чудовищ. В крайнем случае, можно принять во внимание хотя бы и тушу кейрана, компенсирующего это обстоятельство своими объемами.
Ох, а сколько уже разговоров было о боевке… К добру или к худу, но ее изменили. Если в первой части присутствовали стойки и пауза, то теперь сражения стали более динамичными. Одного взгляда на стиль сражений хватает, чтобы увидеть эхо консолей – все-таки собираются разработчики выйти за пределы РС-эксклюзива.
В результате шаманского танца в исполнении CD Project сражения в The Witcher 2 по механике стали больше напоминать слэшер: блок, удар, уход от атаки кувырком – повторить необходимое количество раз. И возможно, было бы все это утомительно и занудно, если бы не большой набор дополнительных навыков. Несмотря на консольную внешность, боевка в игре имеет незаурядную и ни разу не консольную сложность, создатели проекта решили, что называется, «вдарить по хардкору». Фактически, это был единственный действенный способ заставить игроков отвыкать от двухкнопочной механики современных игр и начать использовать такие элементы как алхимия и магические знаки.
Фоторобот чудища. Составлен со слов того, что осталось после его нападения.
Но кое-кто, увы, до этого так и не допер, а поскольку враги в этой игре тоже подраться не дураки и по одному ходят крайне редко, сражение для ленивого геймера как раз и превращается в занудную трехчастную схему, упомянутую выше. На деле же, чтобы эффективно противостоять как монстрам, так и людям хотя бы на среднем уровне сложности, действительно приходится прибегать к помощи самостоятельно создаваемых эликсиров, заранее ставить ловушки и перед боем по возможности тщательно изучать врага в поисках уязвимых мест.
Активное участие в геймплее принимает и прокачка персонажа. Она требует очень тщательного и продуманного подхода, поскольку уровень повышается не часто, а схема развития очень разветвленная и очень разносторонняя. Кроме обычных «повышалок» для различных показателей героя, там кроются и навыки, способные принципиально изменить вашу тактику боя. Что лучше: более мощные бомбы или более протяженный кувырок? И уж тем более никто за вас не решит, брать ли умение, например, метать ножи. Лучше не принимать необдуманных и торопливых решений в этом отношении, поскольку проиграть тут можно не только из-за неудачи в бою, но и из-за неудачного выбора навыков, способного сделать из Геральта не машину для убийств, а просто вояку, ничего толком не умеющего.
Пойду, прогуляюсь…
Нынешний год определенно богат на впечатления, и описываемая игра является пока одним из самых ярких. Техника исполнения, может быть, и не совершенна в некоторых моментах, но одно можно сказать точно: The Witcher 2: Assassins of Kings это самое мрачное, брутальное, откровенное и нестандартное фэнтези из всего, что было создано до сегодняшнего дня. Список претендентов на игру года в очередной раз пополнился.