Тема «один герой против армии негодяев», наверное, никогда себя не исчерпает. По крайней мере, до тех пор, пока разработчики делают игры с однопользовательским режимом. Можно сказать, что для студии Pandemic подобный проект стал последним. Уж во всяком случае, следующий проект с этим логотипом будет творением совсем других людей. А пока взглянем на разработку несуществующей уже команды – проект The Saboteur.
С самого начала разработчики утверждали, что это ни в коем случае не «очередная игра о Второй Мировой войне». Их предупредительность, в общем-то, понятна, поскольку у многих геймеров на этот период истории уже выработался стойкий рвотный рефлекс. По-началу как-то непонятно, как же может игра с отстрелом фашистов не быть игрой про Вторую Мировую. Но это становится ясно при погружении в сюжет игры.
Трудно поверить, что с такой атмосферой в этом склепе нас не ждут вампиры…
Главный герой – ирландский механик-водитель Шон Дэвлин – вовсе не является героем фронта, сражающимся за свободу Европы. Даже в списках почетных партизан его имя не фигурирует. Ему и политические интриги-то, по большому счету, безразличны. Вся его ненависть к фашистам связана с убийством побратима и направлена не на Рейх в целом, а на одного единственного человека, совершившего это убийство.
Таким образом, перед нами не ставится задача «убей всех фашистов во главе с самым большим негодяем». Нам нужен только негодяй. А убийство вражеских солдат и офицеров при этом становится просто неизбежным следствием. Самое забавное, что результат при этом один и тот же, а воспринимается все же несколько иначе.
Сюжетная завязка и мотивация героя очень похожа на Red Faction: Guerilla. Но там сюжет игры кончался там же, где начиналась сама игра. То есть практически никаких сюжетных событий в Guerilla вы не увидите сразу после того, как согласитесь помогать партизанам.
Пора завязывать с этой пропагандой.
В The Saboteur же сюжет довольно интересный. Несмотря на классическую завязку с кровной местью за потерю близкого человека, сюжетная линия построена таким образом, что дает возможность неплохо раскрыть личности основных персонажей, количество которых не ограничивается двумя-тремя. К тому же, такая хорошая штука как «неожиданный поворот сюжета» оказалась сценаристам из Pandemic хоть и слегка, но все же знакома.
На общее впечатление немало повлиял и визуальный стиль игры. Главным козырем разработчиков, которым они предпочли размахивать на каждом углу, вместо того, чтобы держать в рукаве, является система визуализации Will to Fight. Она дает вам возможность сразу понять, чье влияние преобладает в том районе, где вы находитесь. Сразу ясно – если весь мир вокруг становится черно-белым, а небо затягивают непроницаемые тучи, то район находится полностью под влиянием фашистов. Чистое небо и яркие краски, соответственно, свидетельствуют об обратном.
Собственно, никакой особенной практической пользы это не несет. А вот атмосферу игры дополняет неплохо. Этим разработчики подчеркивают, что с самого начала не планировали делать игру реалистичной. И мрачный стиль черно-белого комикса с изредка встречающимися кроваво-красными объектами, и преувеличенно цветной мир, свободный от оккупации, говорят нам о том, что вся игра является гиперболой, то есть намеренным преувеличением. О том, как это отразилось на геймплее, чуть позже.
Он тут явно не от паразитов территорию зачищает…
А пока не могу не сказать пару слов о стилизации. Сразу стоит отметить, что атмосфера Парижа 40-х годов реализована на удивление удачно. Сам город в The Saboteur не может похвастаться топографическим сходством с Парижем того периода. Однако, лично для меня, не знающего Париж как свои пять пальцев, этот фактор решающим не стал. А вот мощеные улочки, глухие внутренние дворики с клумбами, и архитектурные памятники порадовали.
Оккупация не прошла незамеченной – то и дело встречаются машины, груженые всем, что беженцы успели с собой прихватить. А те, кому приходится терпеть ненавистный режим, постараются украдкой пнуть тело убитого вами оккупанта. Только публичных домов не коснулись репрессии, поскольку даже немцы ни в коем разе не пренебрегают возможностью полюбоваться обнаженным женским телом. И все это смешение ненависти, печали, жажды мести, надежды, патриотизма и вульгарности дополняется великолепной атмосферной музыкой.
Однако, при всем очаровании атмосферы и стилизации, игровая графика является серьезным недостатком. Сильнее всего «проседает» бэкграунд, лишенный порой даже намеков на детализацию. Впрочем, иногда и самые близкие объекты могут «порадовать» некачественными текстурами.
Хорошо ли вы знаете людей, которые прикрывают вам спину?
И окончательно добивает нас наличие порядочного количества багов. Лично мне удалось повстречаться только с некоторыми. Например, не удавалось зацепиться за веревку, стоя прямо под ней из-за того, что она была слишком низко. Видимо, у Шона дальнозоркость и близкорасположенные объекты его только расстраивают. Другой курьезный момент связан с подрывом радиолокатора. Подойдя на достаточно близкое расстояние для установления взрывчатки, герой тут же цепляется за вращающуюся антенну. Так его и таскает за шиворот до тех пор, пока динамит не взорвется. Однако, это все цветочки, по сравнению с невозможностью запустить игру на определенных видеокартах. Это уж как-то совсем грустно….
Теперь о том, что касается геймплея. Теоретически, игра рекламировалась, как stealth-action, в котором у вас всегда была бы возможность отбросить формальности и попытаться прорваться к цели грубой силой. На практике же получается, что любая миссия, которую вы начинаете как шпион, закончится массовым отстрелом вражьих солдат. Просто нет никакой возможности остаться незамеченным до самого конца. Так что от stealth тут только элементы. Зато action`a - хоть лопатой греби.
Что касается врагов, то они проявляют средненькую сообразительность в перестрелках, делая попытки окружать вас, заходить с флангов и т.д. Но любые подобные попытки становятся практически бесполезными при возможностях Шона, как боевика. Видимо, ирландцы все же очень могучий народ, если в их руках даже одинаковое оружие наносит большее повреждение. Грубо говоря, урон, наносимый Шону не особенно значителен и его последствия проходят сами собой по прошествии незначительного времени. Зато пара не особенно метких очередей из трофейного автомата легко превратит фашиста в бесполезный кусок мяса.
Что? Из этой штуки еще и стрелять можно? Я думал, ей дерутся…
Еще два умения, доступные Шону, будут широко вами использоваться в этой игре – умение водить машину и лазить по стенам. Первое вполне обоснованно, ведь до выхода на тропу войны Шон был гонщиком. Правда, водить он при этом умеет не только легковые автомобили, но и танки. Но Ирландия – страна загадочная, кто знает, как там права получают… Шутка.
А по стенам Шон умеет лазить не хуже Альтаира. Собственно из игр про ассассинов и позаимствована система акробатики, позволяющая Шону без особых проблем забраться на крышу и уйти от погони. Оттуда же, кстати, растут ноги и у системы убежищ, спрятавшись в которых, можно переждать тревогу.
Да и тревога, по правде сказать, тут дело шуточное. Вышли из зоны видимости преследователей и все проблемы решены, нас уже никто не ищет. Разве что патрули вновь будут на местах, даже если об их отсутствии мы уже успели позаботиться. Ну, и солдаты, ставшие свидетелями происшествия, какое-то время будут особенно внимательно вглядываться в каждого встречного.
Да ладно, скинь пару сотен. Я же вижу, что она подержанная!
Впрочем, игрокам, осуждающим The Saboteur за нереалистичность, следует вспомнить, что в ряде очень похожих на этот проект игр – Assassin`s Creed, Prototype, Red Faction: Guerilla – ее тоже было, мягко сказать, немного. Тем, кто любит аутентичные sandbox-проекты, вроде Mafia, игра должна понравиться, если при этом не делать проблемы из слабенькой графики. А неплохой, в общем-то, сюжет и приятная атмосфера вполне могут перевесить простоватый геймплей и технические недочеты.