Вот скажите честно: много ли вы знаете удачных игр про крестоносцев и тамплиеров? Их и по факту-то не особенно много: адский RPG-трэш Lionheart, слабенькая и глючная дилогия Knights of the Temple, да совсем уж свежий провал – The First Templar. Так что в отношении сеттинга студия Kylotonn Entertainment, выпустившая в этом году проект The Cursed Crusade, играла практически на пустом поле.
Чего нельзя сказать о жанре – слэшеров и приключенческих экшнов сейчас полным полно, по крайней мере, на консолях. Поэтому пришлось им немного поизворачиваться с концепцией, дабы привлечь внимание.
На этот раз хороший – в красном, а плохой – в синем.
Но сначала традиционно о сюжете. Если брать глобальный аспект, то крутится он вокруг четвертого крестового похода и охоты за священными христианскими реликвиями. В центре повествования находится французский дворянский род – Де Бейль. Глава семьи таинственным образом исчез после третьего крестового похода, а его брат вероломно захватил власть в родовом гнезде, дав смачного пинка сыну героя войны. Тот подался в наемники, но в какой-то момент получил возможность выяснить правду об отце и прошлом своего (и не только своего) рода.
Этот бойкий парень и является главным героем игры. А чтобы ему не было скучно, ему подогнали товарища – испанца-разбойника. Довольно шаблонный, надо сказать, персонаж, чья роль – разбавлять пафос героических и драматичных реплик молодого Де Бейля.
Сценаристам удалось передать в своей работе атмосферу исторического романа. Конечно, его суть изрядно перекроили, перегрузив батальными сценами ради перехода в формат игры, а также разбавив историческое средневековье мистикой. Честно говоря, мне показалось, что этого не стоило делать вовсе – оставить довольно точно переданную игрой атмосферу и аутентичность. Однако, именно на таинственном проклятье строится большая часть сюжета. К тому же, этот элемент ввели довольно искусно и без лишних жертв со стороны историзма. Дело в том, что несмотря на способности проламывать стены и стрелять огнем, до шаблонного фэнтези это не скатывается, да и демонических перевоплощений никто не видит, кроме тех, кто отмечен печатью проклятия…
Превед!
В остальном же повествование интересное, хоть и не может похвастаться слишком оригинальным центральным замыслом (говорю же – исторический роман, тут вся прелесть в деталях). Погрузиться в игровое пространство помогает еще и большое количество кат-сцен на движке игры. Их по-настоящему много – не только между уровнями, но и на ключевых точках – что нехило взвинчивает градус кинематографичности. Кстати, в какой-то момент юзер может испугаться, что их нельзя пропустить, но сделать это все-таки можно.
И все-таки при такой подаче повествования первое, что делает игра – отталкивает геймера. Для начала нас встречают сильно устаревшей графикой и слабыми текстурами, принимающими адекватные формы только по мере приближения к герою и центральным действующим лицам. Затем в дело вступает анимация, демонстрирующая далеко не самые плавные и аккуратные движения людей. А чуть погодя мы понимаем, что в игре нет расчлененки, а пронзание врагов сделано довольно топорно.
«Черт возьми – скажете вы – да что же ты нам ее подсовываешь тогда?» Чтобы ответить на этот вопрос, придется пробиться сквозь длиннющий и несколько сумбурный вступительный ролик и скомканное обучение. Вот тут игра начинает постепенно набирать обороты, показывая себя с более хорошей стороны. А хорошая сторона у нее там, где льется кровь и отлетают в мир иной души, то есть в бою.
Эту рожу я определенно где-то уже видел…
При всех косметических недостатках у The Cursed Crusade есть одно неоспоримое достоинство – среди современных проектов здесь самая глубокая и продуманная система комбо. По этому вопросу у игры конкурентов просто нет. Есть, конечно, очень крутой по боевке Mount and Blade, но он, в силу своей ориентации на реалистичность, не предусматривает зрелищных комбо и добиваний, которых в The Cursed Crusade очень много.
Проходя игру, вы будете получать очки развития, при помощи которых будете еще больше расширять набор комбо для различных типов оружия. Также вы будете совершенствовать характеристики героя (вроде силы или выносливости) и учиться управлять своим проклятьем.
Итак, герой будет сражаться с врагами при помощи оружия, которое можно подбирать у поверженных врагов. Менять его в любом случае придется, поскольку оно имеет замечательное свойство изнашиваться. Периодически можно будет использовать силу проклятья, превращаясь в демона и становясь сильнее. Самые дотошные могут обшарить уровень в поисках секретов, зарабатывая дополнительные очки победы.
А… это не ты вчера в трактире голым на столе плясал?
Неплохим элементом оказался и кооперативный режим. Испанец Эстебан нужен не только как собеседник или хохмач, но и как напарник. Именно за него сможет играть ваш товарищ, делая игровой процесс более интересным. В игре присутствует возможность совместной атаки врага, а также необходимость одновременного использования объектов для прохождения определенной части уровней.
Без огрехов и минусов боевая система, конечно, не обошлась. При всем разнообразии арсенала, различия имеются только у разных классов оружия, так что драться двумя короткими мечами и двумя длинными вы будете с одинаковой скоростью. Соответственно, и урон будет такой же. Не слишком хорошая анимация движений и физический движок не позволяют оценить вес оружия и одетой на вас брони, равно как и окружающих объектов, которые можно разрушить.
Еще один момент, который может смутить сторонников разнообразия, и который тесно связан с изрядной долей исторического реализма. Тут вам не фэнтези – нет ни мутантов, ни чудовищ, ни оборотней, да и драконов в крестовых походах, знаете ли, не валили. Так что все время мы с вами проведем, уничтожая толпы традиционно двуногих недругов. Разница будет заключаться только в их вооружении и количестве брони. Перевоплощение же в демонов для супостатов чисто условно. Если говорить о рядовых врагах, то они просто меняют внешность, а пользоваться силой проклятья могут только боссы.
Это что… пасхалка Zumba Fitness?..
Ну, и, возвращаясь к тому, с чего начали, то есть к внешнему облику игры, хочется отетить момент, который на определенной стадии игры несколько ее реабилитирует. Несмотря на несовременную графику, дизайн оказывается на высоте. Это относится и к антуражу, но сильнее всего проявляется в создании экипировки. Рисуя оружие и доспехи, разработчики решили пожертвовать исторической достоверностью и, на мой взгляд, правильно сделали. Уж если в игру решили втиснуть проклятие и Жнеца Душ, то почему бы и не сделать игровой шмот более красивым и эффектным, чем тот, который таскали в то время любители постучать стальными палками друг другу по головам?
В результате игра The Cursed Crusade получилась в чем-то недоработанной и не дотягивающей до современного уровня. Тем не менее, в ней присутствует собственный стиль, да и интересная боевка с небанальным повествованием могут привлечь к ней определенную категорию геймеров, уставших от мироспасительных фэнтезийных проектов. Ну, и по совместительству это лучшая игра про тамплиеров, окончательно втаптывающая The First Templar в грязь и **вно по всем показателям.