После удачной во всех смыслах STALKER: Тень Чернобыля, в GSC Game World решили не сбавлять оборотов и уже спустя год выпустили самостоятельный аддон, способный затмить даже оригинал. Игра не просто смогла поддержать планку, заданную первой частью, в некоторых аспектах «Чистое Небо» поднялся даже выше, хотя в чём-то он и проигрывал «Тени Чернобыля». В игре сменился сюжет, появилось много новых элементов, которых не было в игре-прародительнице. В общем, было полноценное ощущение того, что разработчики стараются не только ради денег, но и ради многочисленной толпы фанатов, которая разрослась с годами до таких масштабов, что только лишь в СНГ им стало тесновато. И старания игроделов сполна оплатились фанатской монетой.
Сюжет ЧН представляет собой погоню с расследованием. С самого начала вам дают задание «найти Стрелка и остановить его!». Так как этот «фрукт» что-то в центре Зоны натворил, и из-за этого Зона стала нестабильной: постоянные выбросы, появление новых аномальных явлений, в результате чего новые локаций открывались, зато к старым путь теперь перекрывался. Главный герой игры наёмник по кличке Шрам, который получает задание от некого генерала Лебедева, командира группировки «Чистое Небо». Сама по себе игра является приквелом. Зная, чем же всё закончится в итоге, менее интересно от этого ничуть не становится. Более того даже появляется дикий интерес к тому, как же всё-таки Стрелок потерял память и что его к этому привело? Почему Шрам не смог выполнить своей цели и что же с ним стало? Завораживает не финал, а путь к финалу, ведь кульминация - это не всегда конец!
Генерал Лебедев смотрит на тебя как на...
Игровая механика игры удивительна и необычна. Вам предстоит исследовать Зону, воевать и выживать в ней, вступать при желании в группировку единомышленников, близкую вам по личным убеждениям. Ну, если не хотите, можете и не вступать, ваше право. Но сама возможность вполне уместна. В игре появилось то, чего раньше не было в ТЧ: выбросы колоссальной энергии, которая смертельна для всех; апгрейд оружия; AI противника стал более агрессивным; NPC стали использовать укрытия; враги научились кидать гранаты. Вот только у противников здоровья стало чересчур много. Выбросы теперь происходят регулярно, через каждые два–три игровых дня. Апгрейд оружия и брони порадовал, броню можно апгрейдить по двум направлениям. Хотите быть непробиваемым, как терминатор? Пожалуйста, только не забудьте модернизировать броню! Ну, а если вы не боевик, а исследователь, и любите ползать среди аномалий, то усовершенствуйте собственный исследовательский скафандр так, чтобы она вас защищала от аномалий, радиации, жары и прочей ереси! Похожая фишка и с оружием. Любите агрессивные бои? Пожалуйста, делайте оружия более скорострельным и без отдачи. Ну, а если вы прирождённый снайпер, то и вам будет раздолье: сделайте вашу пушку более точной!
Бои в игре стали более динамичными, а враги уж точно не дадут вам заскучать. А если вы решили «кемперить», то получите подарок в виде гранаты с криком: «Лови гостинец!». Да и здесь есть подвох: противники могут сами так «тихориться» со снайперкой, что мама не горюй. И тогда уже вам надо бросать гранату, что бы его выкурить оттуда.
Колись, падала, куда артефакт дел?
А теперь МОНСТРЫ! Монстры стали на порядок умнее. Мутанты, которые двигаются стаями, стали нападать теперь скопом, организованно. Все вместе теперь нападают. А парочка хитрецов обязательно зайдут со спины. Отдельно можно упомянуть кровососа. Он теперь не только тупо нападает, но делает это обязательно с фланга. Использует свою невидимость вам на зло, а себе во благо. Но и тут есть подвох, когда он нападет - становится видимым. Так что в режиме невидимости его не завалить, но когда он кидается, то тут-то мы и угостим его свинцовыми пилюлями!
Артефактов значительно прибавилось, хотя искать их стало труднее. Теперь, поскольку они стали невидимыми, нужен детектор аномалий. Находить их значительно труднее. Вот тут и раскрывается весь потенциал детектора аномалий. Детектор засвечивает артефакт, но его ещё нужно успеть подобрать. Но вот беда: в начале игры у нас очень «дохлый» детектор, так что он может определить только нахождение артефакта, но никак не делает его видимым. Сам артефакт обычно лежит в аномалии. Он там не просто лежит, он ещё и перемещается с места на место. Так что поиск артефактов превращается в увлекательную мини-игру. И не забудьте обзавестись более мощным детектором.
А теперь поговорим про «войны группировок». Эта затея, на мой взгляд, никак не вредит атмосфере игры. Хотя, ведь С.Т.А.Л.К.Е.Р. не Call of Duty, где всё просто обязано взрываться, рушиться и падать. Нам, в принципе, всем хотелось в ТЧ заиграть за какую-нибудь группировку. Вот и пожалуйста, в ЧН ваше желание исполнено. Вступаете в группировку, захватываете контрольные точки, удерживаете их и двигаетесь дальше, пока не дойдёте до базы враждебной вам группировки. Уничтожаете её - вы победили! За это вам причитается награда, но вот только у каждой группировки она разная.
Рассвет в Зоне.
Локаций старых стало поменьше, зато добавились новые: Болота, Лиманск, Рыжий лес и Госпиталь. Некоторые из вышеперечисленных вымышленные – Лиманск, к примеру. Но есть и реальные локации, взятые с географической карты: Рыжий лес определённо существует.
Город Лиманск создавался по фотографиям Киева. Есть в украинской столице один район, рядом с метро Черниговская, который как две капли воды был скопирован в игру. Разработчики ЧН специально туда ездили, фотографировали дома, конспектировали особенности. Им хотелось видеть Лиманск не городом перестройки, а этаким «пятидесятником», как будто застрявшим в середине столетия. Здесь и реальная детская площадка, и уличные почтовые ящики, и даже таблички на домах. Так что, дорогие друзья, можете съездить в Киев, побыть настоящими сталкерами! Болота - это такой рассадник всяких аномальных пакостей, мутантов и бандитов. Рыжий лес - это самое жуткое и опасное место в игре. Там просто немереное количество аномалий, а сосчитать число монстров абсолютно невозможно! Чтоб всех завалить, вам патронов точно не хватит! Будьте аккуратны. Госпиталь - это такая боевая арена, где вы убиваете всех монолитовцев. Убивать будете не по собственному желанию, этого потребует компания. Убили – продвинулись по сюжету на шаг вперёд. А уж после этого начинается самое интересное, вот только я вам об этом не расскажу…
Графически аддон стал выглядеть куда более привлекательным, поскольку движок X-Ray был обновлён до версии 1.5, а также стал поддерживать DirectX 10. Система освещения была переработана и стала полностью динамической и попиксельной. Поддерживаются мягкие тени – это заслуга технологии Screen Space Ambient Occlusion (преграждение окружающего света в экранном пространстве). Игра была сделана явно в угоду графике, но точно уж не работоспособности. Конечно же, S.T.A.L.E.K.R. Чистое Небо с такими наворотами в те времена мог конкурировать по графике с любыми проектами, но разработчики так постарались, что их детище до сих пор выглядит благопристойно на фоне других конкурентов.
Кто сказал, что Монолита нет и выбросов не надо?
Как не крути, но в каждой игре есть свои недостатки. И нашего «сталкера» они не обошли стороной. Но всё же этот шедевр - это не просто игра! Это творение для народа, играя в которое тебя накрывает такая ностальгия по чему-то старому, чему-то ушедшему.… Играя в ЧН, мне вспоминались эти старые захолустные деревеньки, заброшенные здания, заросшие чащи. Всё это наша Родина, всё это наша история, а потому игра ощущается не просто набором нулей-единиц, а чем-то близким для души и сердца.
Copyright NONAME