Если какая-нибудь культовая серия (будь то кино или игры, неважно) напускает на себя излишнего пафоса и ходит по городам гоголем, сверкая начищенными до блеска медальками "За родословную", будьте уверены, очень скоро появится команда шутников, которая протащит зазнайку "под килем".
В самом деле, сколько уже можно снимать фильмы о подвигах Джеймса Бонда? Это намного страшнее Терминатора, а потому и пародии на неуязвимого агента британской короны куда злее. В кино их масса (взять хотя бы Остина Пауэрса), а среди игр самым лучшим образцом, пожалуй, является No One Lives Forever 2: A Spy In H.A.R.M.s Way студии Monolith Productions.
Гонки на снегоходах были уже тогда.
Спец-агент Кейт Арчер, знакомая нам по первой части игры, должна встать на пути организации В.Р.Е.Д. Эта международная коалиция отъявленных уголовников выдвигает свою кандидатуру на почетное звание цитадели зла и стремится стравить две ядерные державы – США и СССР, а затем… захватить мир, конечно же. Несмотря на классическую завязку шпионского боевика и на то, что NOLF 2 является пародией, в игре присутствует интересный сюжет, претендующий на некоторую долю драматичности.
Сложное это дело, создать грамотную пародию на что-либо. Увлечешься юмором, пострадает процесс, и никто не станет играть, кроме фанатов самого объекта пародии. А начнешь прессовать геймплей, никто и не поймет, где то самое слово "лопата", после которого нужно смеяться.
В этом отношении я не побоялся бы назвать игру безупречной. На протяжении игрового действия вы не будете отвлечены несвоевременными хохмами и полностью погрузитесь в атмосферу очень динамичного и грамотного стелс-экшна. Зато в нужных моментах вы сможете по достоинству оценить иронию разработчиков относительно профессии "злого гения первой категории" и ее форм, зависящих от, что называется, "страны-производителя".
В умелых руках банан – страшное оружие.
Например, как известно, японцы очень любят зрелищные поединки на мечах. И вот результат - японскую злодейку (которая, конечно же, благородно предпочтет честный поединок бестолковой резне) нужно будет убивать именно катаной, при чем в доме, подхваченным смерчем.
А отправившись во дворец к злодею индийскому, вы угодите в ловушку в лучших традициях Индианы Джонса. Падая в колодец, вы услышите голоса стражников, говорящие, что внизу по плану хозяина дворца должны содержаться смертельно опасные твари. Однако, так как бюджет этой страны большей частью ушел на постройку дворца, то на дне вы увидите лишь мирно жующих травку кроликов. Ну, что поделаешь, согласно Госплану, там нужно было содержать зверей... хоть каких-то.
Хороший способ передвижения в час пик.
Каждый эпизод показывает забавные особенности стран, в которых вам придется отлавливать доморощенных лидеров преступных синдикатов. И в то же время очень хорошо видно, что разработчики смеются не столько над национальными признаками, сколько над британским представлением об этих самых признаках, которое так часто встречается в фильмах о Бонде.
Но самая колоритная фигура это, конечно же, самый главный злодей. Злобнее его, пожалуй, только его матушка, которая названивает ему на подводную базу (сразу после брифингов по захвату мира) и начинает строить его из-за того, что он давно не убирался в своей комнате. А ведь взрослый дядька, казалось бы.
И при всем этом, повторюсь, игра является абсолютно цельным и самостоятельным проектом с очень (подчеркиваю, ОЧЕНЬ) хорошей графикой. Стиль рисовки довольно оригинальный: яркие краски и высокая контрастность цветов существенно оживляют картинку, но не режут глаз. Эдакая легкая игрушечность, дополняющая ироничность происходящих на экране событий, вместо попыток добиться супер-реалистичной картинки.
Приспешники В.Р.Е.Д.а обязаны носить эти нелепые комбинезоны.
Геймплей тоже имеет свои характерные особенности. Стелс-экшн он, конечно, и в Африке стелс-экшн: иногда нужно быть тише тени, а иногда - опаснее ядерного взрыва. Но и тут разработчики постарались внести кое-что интересное. Например, RPG-элементы, позволяющие улучшать ваши навыки, такие как количество здоровья, брони, боеприпасов, умение прятаться, меткость и так далее. Нахождение дополнительных секретных записей ваших врагов также дает вам опыт, так что есть стимул покопаться в столах и шкафах. А в этих самых документах юмора ничуть не меньше, чем в игровых диалогах.
Довольно часто вам даже будут давать возможность выбора между stealth и action. То есть вариативность прохождения тоже присутствует. Однако, есть миссии, которые альтернативы не дают, так что готовьтесь опробовать оба стиля поведения агента.
Тяжелое, должно быть, у Кейт было детство, с такими-то игрушками…
Привыкнуть к какому-то одному, наиболее удачному виду вооружения тоже не дадут - на каждой миссии придется пользоваться тем, что удастся добыть на месте проведения операции. Арсенал в игре довольно большой, в нем присутствует и холодное оружие, и классический набор пушек (без «калаша», конечно, не обошлось), и различные образцы шпионского оснащения, вроде игрушечного котенка, начиненного взрывчаткой или электрошока, замаскированного под тушь.
В общем, всем, кто к жанру стелс-экшн относится с пренебрежением или настороженностью, я рекомендую пройти NOLF 2, чтобы груз ответственности за серьезность и масштабность проекта не лежал на ваших плечах. А если проникнитесь идеей, можно и за «более шпионские» проекты браться.