Возрождение некогда культовых серий это такая соблазнительная цель. Вот и студия FireFly Studios не первый уже раз пытается повторить успех своей игры Stronghold Crusader, да все как-то не получалось. Проект Stronghold Crusader 2 должен был исправить это положение и наконец-то сплотить под своими знаменами отчаявшихся фанатов оригинала.
В принципе, в условиях небольшого бюджета (а большим авторы, очевидно, не располагали) достаточно было сделать аккуратную кальку с популярной предшественницы, с тем же функционалом, но современной (ну, хотя бы относительно) графикой и физикой. Этого бы хватило для извлечения скупой ностальгической слезы и восстановления давно пошатнувшегося авторитета, но легкий путь «светлячкам» отчего-то пришелся не по душе.
Время разбрасывать камни.
Основная концепция осталось неизменной: это все еще симулятор крепости в условиях крестового похода. Игрок должен наладить экономику поселения и уничтожить крепость противника. Оппонент, соответственно, попытается сделать то же самое, поэтому потребуется уделять большое внимание собственной обороне. Как и прежде, нужно обустраивать производственную цепочку, тщательно продумывая сырьевые потоки, а не просто мечтая о конечном результате в виде сытых воинов в полном обмундировании.
А вот с социальными элементами все грустно. Пропала возможность сделать свою крепость уникальной и балансировать между ролями злого властелина и всеми любимого правителя. В итоге игровой процесс стал менее эмоциональным и более… механическим. Не говоря уже о том, что в режиме свободной игры, когда игроку предлагается полностью сосредоточиться на построении поселения, которому противостоят только дикие звери и случайные бедствия, становится практически нечего делать, поскольку баланс геймплея сильно смещен в сторону военных действий.
Причина этого кроется в той новинке, которую так активно пиарили, то есть в мультиплеере. Собственно, его наличие действительно является плюсом. Однако отказ от модели кнута и пряника слабо способствовал его улучшению. Динамичность подросла, и сражения порой оказываются очень захватывающими, но какой ценой?
Жги, карай, воруй, убивай!
С графикой все как-то совсем печально. Видимо дальше «перейти в трехмер» задача не ставилась, поэтому визуализация крутится где-то на уровне не прошлого века, но уж точно прошлого десятилетия. Вопрос вкуса, конечно, но кажется, что лучше уж детальный и аккуратный двухмерный мир, чем топорные модельки, сделанные ради сомнительного удовольствия повертеть камеру.
Физика объектов, напротив, неплоха. Реалистичное разрушение стен это определенно фишка. То есть распадаются на булыжники они реалистично, но их по-прежнему можно раздолбать пехотой. Рядом с этим моментом все пляски вокруг реалистичности кажутся диким сарказмом.
За крепостными стенами места хватает не всем…
Если называть вещи своими именами, затея провалилась. Можно было попробовать увеличить бюджет, пойдя по дороге краудфандинга (благо фанатов у старого Stronghold в избытке). Можно было сделать скромный аккуратный клон старой игры и выехать на ностальгии. В любом случае, чтобы подогнать старый концепт под современные стандарты, стоило добавить в него что-то (новые элементы управления, больше осадных машин, красивая графика), но уж никак не лишать его чего-то важного ради сомнительной цели. Сейчас, конечно, уже говорят о грядущих DLC, которые должны исправить многочисленные баги и добавить нового крутого контента, но это все находится примерно за теми же горами, где до сих пор остаются изначальные обещания дать олдовым фанатам «тот самый Crusader, только еще круче».
Итог – 6.5