Paradox Interactive умеет делать хорошие глобальные стратегии, это давно уже не секрет и не сюрприз. Разумеется, выход в космос тех же идей и от тех же разработчиков под названием Stellaris привлек к себе достаточно внимания ценителей этого жанра. И не напрасно.
Поскольку Stellaris не ограничен рамками существующей реальности и исторической достоверности, в нем можно творить, что вздумается, уже с самого начала. То есть с создания вашей собственной расы, которой могут оказаться хоть ксенофобные утконосы-милитаристы, хоть кочующие грибы-демократы. Выбор огромен, и это касается не только внешности ваших подопечных, но и мировоззрения целого народа, который в дальнейшем будет определять становление новой галактической империи.
Толпой можно и здоровяка в пыль превратить.
На старте у игрока небольшая планета в одной из рандомно сгенерированных систем, научный корабль, строительный корабль и куцый военный флот. Вместо традиционной для глобалок походовой системы Stellaris предлагает реалтайм и активную паузу, что в данном конкретном проекте работает очень органично и добавляет динамики, не лишая игрока времени на раздумья.
В первой трети игры предстоит заниматься изучением космоса и заложением основ вашей империи. Процесс интересный, поскольку случиться может очень много всего: встреча с неизвестной расой, также вышедшей в космос, исследование обнаруженной аномалии, ставящее под угрозу ваш научный корабль, и т.д. При этом требуется решать такие повседневные вопросы как добыча ресурсов, освоение новых и развитие уже освоенных планет, открытие новых технологий.
Вопрос с деревом технологий решен радикально – его просто нет. Вместо него три технологических направления, в каждом из которых вы можете выбрать одну из трех технологий, определяемых случайным образом. То есть, выбрав разработку боле мощной обшивки кораблей, вы отказались от улучшения оборонительных станций. Вероятно, в будущем вам снова предложат освоить эту технологию, но не факт. При этом рандом не грубый, и предлагаемые технологии зависят как от общего уровня развития цивилизации, так и от ее мировоззрения.
Сражения флотов хоть и не требуют вашего участия, но выглядят неплохо.
Stellaris вообще опирается на рандом в очень многих моментах. Штука в том, что эта вариативность реализована очень удачно, не вызывает недоумения и не выглядит противоречиво. Рандомные технологии делают каждую партию уникальной и не дают игроку прикипеть к определенным шаблонам развития, ИИ не предпринимает неоправданных шагов, вроде объявления войны «просто так». Следы древних цивилизаций, научные аномалии, неизвестные формы жизни – всем этим прелестям неизведанного космоса сам Абсолют велел быть рандомными, таковыми они и являются.
Несмотря на наличие возможности поиграть за милитаристов, боевая составляющая несколько проседает. Конструктор кораблей сводится к напичкиванию стандартных корпусов более мощными разработками, а бои происходят автоматически – ваша роль тут только в том, чтобы отправить свою армаду в бой.
После исследований, разработок и знакомства идет фаза становления империи, когда игрок должен вести активную экспансию своей расы. Поскольку на этом этапе наши владения ужасно велики, некоторые сектора придется сделать автономными, то есть поручить их управления искусственному интеллекту. Но он неплох не только у конкурентов, но и у наших наместников, так что если его и клинит, то только изредка.
Космос пуст, космос пуст…. да тут яблоку упасть негде!
Третьим этапом партии является борьба империи с самой собой. Требуется не развалиться под собственным весом. Во многих глобальных стратегиях эндгейм довольно скучен – играть надо, а видели уже практически все. В Stellaris вам не дадут спокойно спать, даже если все конкуренты за пределами ваших границ давно подавлены, порабощены или загипнотизированы вашими исключительными дипломатическими способностями. То сепаратисты захотят кусок империи увести в личное пользование, то порожденные генной инженерией совершенные вашей же расы решат, что ксенофобия это лучший путь и начнут портить отношения с соседями, или ученые такого своими экспериментами в этот мир притащат, что хоть сам в черную дыру прыгай. В общем, к финалу это ничуть не менее увлекательно, чем в начале, а в середине довольно обыденно, но тоже неплохо.
Технически к игре не придерешься, она демонстрирует отличную работоспособность, достойный для глобальной стратегии визуальный ряд и неплохой, хоть и быстро надоедающий саундтрек. Новички в области этого жанра обнаружат на удивление дружелюбный интерфейс и понятное обучение, так что если хотели начать играть в 4Х, то Stellaris это отличный вариант. На русский перевели неплохо, но с подгонкой шрифтов в текстовые блоки похоже вообще не заморачивались.
Колонизировать мало, нужно еще и управлять.
Так что рекомендовать игру можно как геймерам, искушенным в глобалках и космических стратегиях (в обязательном порядке), так и просто тем, у кого до игр жанра руки пока не доходили, но любопытный нос регулярно поворачивался в эту сторону. И вообще, это же XCOM наоборот – тут можно при помощи собственных замаскированных лидеров захватить власть в цивилизации, еще не освоившей космос, чтобы впоследствии ее поработить! Как такое можно упускать?
Итог – 9.2