Silent Hill и Resident Evil - это первые хорроры-гиганты с корнями на рубеже веков. Но все имеет свой конец, и как многие серии того времени, они уже угасли, каждая по своей причине. К сожалению, ни одна не смогла красиво уйти на высшей точке, как, например Half-Life. Вместо этого они с болью и в муках умерли почти на руках рыдающих фанатов. С Resident Evil все понятно - игры про зомби поменялись, перестали пугать. Медиа заполнила социальная драма Ходячих Мертвецов - “Нет Ничего Страшнее Человека”, а самих зомби стали с хохотом расстреливать во всяких Left 4 Dead. Какой уж тут страх. И все - старые правила больше не работают, а новые Resident Evil не к лицу.
С Silent Hill сложнее. Нельзя сказать, что кто-то стал делать ужастики атмосфернее, а туман гуще. Точно также не пошли вверх и истории в хоррорах - у Silent Hill 2 до сих пор лучший и самый взрослый сценарий за всю историю индустрии.
Но серия в тупике и вытащить ее не может ни один прием, и ни один жанр. Ее пытались делать больше экшеном, больше ужастиком, клоном Diablo, возвращать к корням, совершенствовать, отдавать разным людям - ничего не работает, продается все хуже, а фанаты дуются. Бренд есть, идеи есть - хорошей игры нет.
В случаях с Shattered Memories и Downpour казалось даже, что само название Silent Hill портит неплохие игры, а не наоборот.
Джеймс получил письмо от мертвой жены.
Дело в том, что с Silent Hill произошла одна странная вещь, которая ставит под сомнение даже успех будущей Silent Hills. В руках Хидео Кодзимы и Гильермо Дель Торо последний шанс - ничтожно маленький, и они, наверняка, достаточно умные, чтобы им не пользоваться.
Если вы не смотрели фильм “Она” Спайка Джонса - положите статью в закладки и прочтите, когда посмотрите - впереди спойлер. Там одинокий мужчина Теодор покупает операционную систему с искусственным интеллектом. Ее зовут Саманта, и она говорит красивым женским голосом. Теодор ее идеализирует, влюбляется, и Саманта отвечает взаимностью. Первую половину фильма проблема их отношений, в том что Саманта - компьютер. Вторую половину в том, что Теодор - человек. В конце все такие системы-саманты уходят в необъяснимое цифровое пространство. Сила и скорость их разума стала несопоставимо велика по сравнению с человеческим, и люди остаются одни в мире ограничений своего мозга.
Идеальное, построенное в голове, рано или поздно доходит до грани, а перейдя ее - теряет рациональное воплощение.
Это случилось и с Silent Hill. Серия слишком странная, ее главные черты слишком иррациональны. Игроки ждут липкую атмосферу - а это не просто туман, музыка и монстры.
Каждая часть начинается с интриги, которая медленно утягивает из логичности в сюрреализм - дочку похитил странный культ, мертвая жена написала письмо, папу убили монстры, герой не может покинуть запертую кем-то изнутри квартиру, солдат возвращается домой, но там все пропали. Постепенно семейные трагедии начинают терять здоровое объяснение, а события теряют логику. Silent Hill от части к части - и портал в измерение где, живут демоны, и воплощение больного ума героев, и чистилище для грешников и что только не. В итоге куча параллельных канонов, а представление о “правильном” Сайлент Хилле свое у каждого фаната.
Silent Hill не просто пугает, а задевает большой спектр чувств и эмоций, далеких друг от друга с рациональной точки зрения - страх, тоска, дискомфорт, секс, смех. Сравните музыку из любой хоррор игры - и например, из Silent Hill 2. Почему-то она хорошо может вписаться даже в мелодраму. А вы замечали, что у жутких медсестричек неплохие тела? Как ожившие манекены вытворяют неприличные движения? Помните ли, что делал Пирамидоголовый на кухне с двумя такими манекенами? Помните босса из лабиринта в форме двух людей под одеялом?
И, казалось бы, еще хуже сюда вписывается концовки с инопланетянами под смешную музыку. Или версия, что городом рулит собака. Или Хизер из Silent Hill 3 в костюме Сейлор Мун стреляющая лазером из глаз.
Вся эта нелогичность, недосказанность, неуместные, странные и неудобные вещи подводят впечатление от Silent Hill к самой грани рационального. И постепенно игра через нее переступает. Самое ужасное, что все это одноразовое - и не спасается механикой, сюжетом и туманом. Нельзя в сотый раз просто собрать и повторить все эти приемы еще раз.
Похожую историю вы например увидите в Twin Peaks - странный сериал с армией фанатов. И остерегайтесь - ожидания Half-Life 3 тоже во многом иррациональны.
Пародия на Сейлор Мун в Silent Hill 3.
И если к Resident Evil 6 игрок остался в руках с гниющим кровавым трупом, к Silent Hill Downpour он остался с опустевшим набором старых механик и декораций, как Теодор остался с планшетом, на котором больше нет Саманты.