К серии FIFA и ее издателям Electronic Arts у геймеров накопилось изрядное количество претензий. Практически каждый год ЕА Sports обещала прорыв в перенесении сверхпопулярного вида спорта в игровой формат, и каждый раз геймеры находили, что новая часть FIFA идентична (а то и уступает в чем-то) предыдущим. Но, несмотря ни на что, игры серии продолжают выходить ежегодно, и этот год, не став исключением, принес нам проект FIFA 12.
Вышедшая игра стала неслабым таким сюрпризом. Несмотря на огромное количество обещанных нововведений, предыдущий опыт серии не давал геймерам больших надежд на чудо. И вот, поди ж ты, на горе стаями засвистели раки, а метеорологи несколько четвергов подряд удивлялись аномально долгим ливням.
Почти танец.
Отчаянее всех победную джигу отплясывают РС-геймеры, которые, в кои то веки, получили версию игры, полностью аналогичную консольным: и по графике, и по физике, и по качеству технического исполнения. И это при том, что игра сделала шаг вперед в отношении технологии, а не осталась топтаться на месте.
Еще несколько шагов было сделано в направлении заветной для спортивных симуляторов фотореалистичности. Теперь происходящие на экране события еще проще спутать с трансляцией спортивного канала, чему, разумеется, можно только радоваться. И здесь свою роль играет не только натуральная картинка, но и реалистичное взаимодействие футболистов. За физику тел отвечает новенький Player Impact Engine, делающий действия персонажей невероятно натуралистичными.
Больше никаких вам перехлестов текстур, когда два футболиста, борющихся за мяч, превращаются в сиамских близнецов из-за пересечения траекторий движения конечностей. Уж если двум персонам, влюбленным в монохромный шарик, суждено столкнуться, то вы увидите столкновение таким, каким бы оно было в реальной жизни. Так что вся борьба за мяч, подкаты, финты и получение травм выглядят очень натурально. Единственной особенностью, свидетельствующей о неполной отладке физического движка, является периодическое возникновения забавных ситуаций, вроде эффекта домино с последующей невозможностью выбраться из нагромождения тел.
Мой стиль журавля непобедим!
В соответствии с обещаниями, более разнообразным стал оборонительный геймплей. Теперь, играя в обороне, приходится налету придумывать тактику действий, выстраивая защиту, в зависимости от ситуации, а не давить бесперебойно на единственную кнопку.
Впрочем, если говорить об однопользовательских режимах, не всегда умение игрока будет целиком и полностью определять развитие и даже итог матча. Выбирая между реалистичностью и фаном, ЕА выбирает последнее, внося в игру элемент внезапности. То есть, если вы ведете в счете, то в конце матча очень сильно возрастет вероятность появления острого момента, который закончится заколачиванием мяча в ваши ворота. И это будет слабо соотноситься с тем, насколько вымотана и подавлена команда соперника. С одной стороны, это делает одиночный геймплей более динамичным и неожиданным, но с другой – страдает пресловутый реализм, который в спортивных симуляторах обычно ставят во главу угла.
Если вы играете в одиночестве, то обязательно столкнетесь с нововведениями в режиме Career. В ЕА решили сделать вашу карьеру тренера более насыщенной событиями и (опять-таки) внезапной. Футболисты получили возможность проявлять характер, спорить с вашими решениями и стремиться покинуть команду. Беда в том, что делают они это больше спонтанно, чем по естественным причинам. То есть от ваших решений будет зависеть не все, а эмоциональные взрывы персонажей будут больше напоминать стихийные бедствия в какой-нибудь экономической стратегии. В итоге неестественно высокая текучесть кадров в командах добавит еще один балл в копилку нереалистичности.
Кому, говорите, пас отдать?
Режим Be a Pro, к которому прикрутили новую систему оценок за матч, по-прежнему будет интересен только самым отчаянным фанатам футбола, желающим влезть в шкуру одного конкретного футболиста. Фетиш, он и есть фетиш. Но рядовой геймер, не имеющий обыкновения жить футболом, в этом режиме будет либо слишком часто зевать, либо излишне напрягаться.
Но не падайте духом, на помощь игре приходит ее стандартная палочка-выручалочка, то есть мультиплеер. С игрой против живого камрада не сравнится никакой AI, несмотря на то, что в FIFA 12 он существенно поумнел. Соревновательная система выведена на новый уровень и позволяет проводить быстрые матчи, участвовать в долгосрочных чемпионатах или же пытаться уделывать соперников «бесконтактно», то есть обгоняя их на таблице результатов.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов увлекательную коллекционную карточную игру Ultimate Team, имеющую множество нюансов и условий, равно как и бесчисленное количество карт для составления лучшей колоды.
Э, чуваки, я на антигравитационный футбол не подписывался!
В итоге FIFA 12 получилась отличной игрой, вопреки ожиданиям, и львиную долю ее «отличности» делает именно мультиплер. Сколько ни строгают ЕА Sports сингловые режимы, все все равно бегут в онлайн, немного потыкавшись в «карьеру» и поругавшись с именитыми мячепинателями в роли распальцованного тренера. Неудивительно. Скажите кому-нибудь, что играете в футбол в одиночку, и на вас посмотрят как на ненормального. Как ни крути, а футбол это спорт командный – как в реальности, так и в виртуальном пространстве.