Забавная ситуация сложилась на рынке видеоигр: множество проектов обещает поместить игроков в мир средневековья, и практически ни один толком этого не делает. Почему? А потому что, по прикидкам историков, в ту пору умел колдовать только Мерлин, да и то, только когда слишком напивался. А все проекты, эксплуатирующие тему меча, идя на поводу у романтически настроенного зрителя, так или иначе привязывались и к теме магии. Ну, были еще исторические стратегии, но они, чаще всего, предлагали изучить эпоху средневековья мимоходом, по пути от каменного топора до ядерной бомбы.
Стараниями студии Paradox Interactive теперь есть игра, небезосновательно претендующая на историческую точность в воссоздании атмосферы средневековья. Если из ролевиков и реставраторов вам милее последние, то для вас игра Mount & Blade: История героя попадает в категорию must have.
В эту деревушку война еще не добралась.
Собственно говоря, сразу стоит оговорить одну важную деталь – несмотря на то, что игра вышла в прошлом году, и вне зависимости от того, учтете ли вы это предупреждение, ваши первые впечатления от увиденного будут описываться примерно следующими словами: «#@$! Кто это строил?!». Если вы сумеете преодолеть это впечатление (которое, к слову, проходит примерно через час игры, как раз к тому моменту, когда перестаешь следить за временем), жалеть о потраченном времени и деньгах точно не придется.
Mount & Blade это смесь action-RPG и тактической RTS. Действие игры разворачивается на просторах Кальрадии, за территорию которой борются пять государств. Сама территория, исторические персонажи, и названия государств вымышленные, а вот виды войск и тактика боя, различные для каждой фракции, аналогичны тем, что применялись в странах средневековой Европы. К вашим услугам легкая степная конница, ровный строй копейщиков с ростовыми щитами, панцирная кавалерия, неостановимые берсерки, быстрые лучники и тяжелые арбалетчики.
Не время закатами любоваться.
Начав игру простым искателем приключений, вы можете набрать в любой деревне отряд головорезов и отправиться грабить караваны. Ну, или сопровождать – кому что больше нравится. Но если вам по душе захватывать замки и целые города, лучше всего стать вассалом одного из пяти королей. Мир в Кальрадии – дело редкое, вечно кто-нибудь с кем-нибудь воюет. Так что без работы точно не останетесь.
Такие морские просторы, а плавать нельзя…
При создании игры смешанного жанра самым важным моментом становится баланс основных элементов. В данном случае их три: RPG, action, и RTS. Часто бывает, что RPG элемент оказывался бесполезен – как ни качай герою навыки, все равно главной силой будет войско. В Mount & Blade развитие героя определит не только его боевые навыки, но и максимальный размер отряда, скорость его перемещения по карте, область обзора, навык торговли, медицинские навыки и многое другое. При этом бесполезных навыков нет.
Покупайте щиты! Они защищают ваш организм от вредоносных стрел с утра и до вечера!
А насколько важен action элемент? Интересная система управления, связывающая перемещение мыши и направление атаки делает процесс боя уникальным. Так что от вашего умения чередовать различные атаки и блокировать удары соперников полностью зависит исход поединка. Есть здесь и маленькая хитрость. Урон рассчитывается не только исходя из параметров оружия и навыков героя, но и учитывает скорость его нанесения. Например, если вы бьете в спину удирающего противника, то удар придется вскользь и урон будет меньше. А если вам удалось нанести удар в голову, да еще и с разбега, то можно смело ставить очередную зарубку на алебарде.
И, наконец, если герой достигает очень высокого уровня, то нужна ли ему вообще армия? А то, может, как в сказке: махнул правой – улочка, махнул левой – переулочек? Нет, одиночка тут не выживет. Чтобы это понять, достаточно попробовать единолично одолеть трех тяжеловооруженных рыцарей, которых прикрывают арбалетчики. Будете один – окажетесь в пыли через считанные минуты. При этом, самые сильные войска без вашего чуткого руководства просто ломанутся вперед и понесут большие потери, так что не дайте себя оглушить в бою.
Осада замка. Скоро у защитников кончится провизия…
Не только герой может получать опыт, пользоваться снаряжением и совершенствовать навыки. В тавернах можно встретить других искателей приключений, готовых присоединиться к вашей армии. Так что вовсе не обязательно делать из героя воина, врача, архитектора и торговца одновременно (тем более, что это и не получится). Можно перепоручить некоторые функции своим спутникам. Но будьте осторожны – не все члены отряда готовы делить общество друг друга. Если ваши действия придутся им не по нраву или соседство с кем-либо окажется слишком обременительно, то вы можете потерять ценного спутника.
Таверна дает долгожданный отдых от кровопролитных боев.
Даже обычные солдаты вашей армии получают опыт и меняют профессии. Правда, чем профессиональнее боец, тем дороже его содержание, но и добычу он в бою может взять более солидную.
В общем, всего не расскажешь, проще самому это увидеть. Возможностей в игре море. Правда вот, само море для дел военных недоступно, так как морские баталии в игре не предусмотрены. Хотя, с ними, на мой взгляд, было бы еще веселее.
В этот раз победа далась нелегко…
Игру вполне можно назвать бессюжетной, поскольку ни цели, ни финала в ней, вроде бы, нет. Однако, захватывающий геймплей делает свое дело. Давно уже не появлялось игр, которые бы не относились к категории «прошел и убрал в шкаф», а стали бы чем-то, что всегда установлено на компьютере и к чему постоянно возвращаешься, как это было с третьими «Героями».