В настоящее время выходит очень мало игр, которым удается привлечь внимание игроков геймплеем, предлагая при этом графику, отстающую от современных стандартов лет, эдак, на пять. Еще бы, есть из чего выбрать – встречаются ведь и интересные игры, дополненные при этом красивой картинкой. Тем не менее, в 2008 году удалось отвоевать себе место под солнцем проекту Mount and Blade. Совместными усилиями Snowball и Студии СічЪ проект получил продолжение, носящее гордое название Огнем и Мечом.
По идее, можно было бы назвать Огнем и Мечом обычным дополнением, пусть даже и официальным (а этого добра для Mount and Blade хватает с лихвой), ведь игровая основа осталась прежней. Однако, после некоторого времени, проведенного в игре как-то понимаешь, что, если это и дополнение, то далеко не обычное.
Чужак в стране родной.
Начнем с сюжета. Этот элемент, в свое время, сильно подпортил ощущение от оригинальной игры, поскольку практически полностью там отсутствовал. А вот в ОиМ этот момент продумали получше.
Игра переносит нас в исторический период, названный Смутным Временем, когда на территории Восточной Европы велась ожесточенная борьба за власть между Московским царством, Речью Посполитой, Запорожским войском, Шведским королевством и Крымским ханством.
Наш герой попадает в эту «банку с пауками», не имея каких-либо обязательств и целей. Как и в Mount and Blade, можно присоединиться к одной из фракций, чтобы добиться в ней влияния и власти. Однако, в отличие от оригинала, игра за три из пяти фракций (первые три из перечисленных выше) не будет сводиться к водворению на престол выгодного вам претендента, а раскроет индивидуальную сюжетную линию.
Княжеские палаты.
Особенного соответствия с реальными историческими событиями, разумеется, ждать не приходится. Еще бы, ведь теперь нам дают полную свободу действий и возможность самостоятельно переписать историю XVII века.
Но сюжетные изменения не являются единственными. В соответствии с периодом времени, в сражениях появляется крайне важный элемент – огнестрельное оружие. Поначалу, он кажется забавной, но не заслуживающей особенного внимания разновидностью оружия дальнего боя. Но появление в игре мушкетов и пистолей отразилось на геймплее не слабее, чем в свое время оказало влияние на принципы ведения боя в реальной жизни.
Если в Mount and Blade ваш герой верхом на коне и закованный в лучшую броню, при должной сноровке, представлял практически непобедимую боевую единицу, то в Огнем и Мечом расклад сил очень изменился. От пуль слабо спасает (или не спасает вообще) некогда жизненно необходимый щит. Так что любой достаточно меткий или очень удачливый стрелок из вражеской армии может прекратить ваше героическое наступление. Уже чувствуете себя на мушке? Правильно, и так будет всю игру…
Нашествие мушкетеров.
Кроме этой особенности, в игру внесено множество различных изменений, связанных с формацией войск и способом их найма. Например, вы теперь не сможете нанимать войска в любой встреченной деревушке. Только присоединившись к определенной фракции вы будете вольны вербовать добровольцев в тех населенных пунктах, которые подчиняются вашему правителю. А вот наемники присоединятся абсолютно к любому войску – их вы сможете нанять в специальных лагерях. Правда, тут есть одна странность… Выбрав какой-то тип войск, вы впоследствии сможете нанимать в этом лагере только войска такого же типа. Как-то это… нелогично. Но вот покупка дополнительного снаряжения для ваших бойцов – очень удачная идея. Вы сможете вооружить свою армию в тех же лагерях наемников.
Наемники, хоть и хороши в бою, но все же не могут быть улучшены до более сильных бойцов. Эта привилегия, по-прежнему, остается за деревенскими добровольцами. Ну, и за вашими спутниками, конечно, которых вы сможете встретить в своих странствиях по кабакам.
Отношения бойцов в вашем отряде теперь касаются не только спутников. Рядовые воины теперь точно также имеют расовые предрассудки и вполне могут дезертировать по идейным соображениям.
Бессердечные «ангелы».
Кроме морали, стоит более внимательно относиться к здоровью солдат, поскольку теперь они могут еще и захворать. Здесь тоже, к сожалению, без странностей не обошлось. Например, приличный отряд бойцов, по каким-то неизвестным причинам выбравший к ужину из богатого набора провианта именно испортившуюся говядину, был истреблен дизентерией буквально в течение недели. Несмотря на следование совету отдыхать в кабаках, кормить войско качественной пищей и развить у одного из спутников навыки лекаря.
Вот, кстати, насчет кабаков. Турниров вы больше не увидите. Жалко, хоть это и исторически оправдано. Зато, вместо них нам предложат кабацкие драки. Не нравится физиономия здешнего завсегдатая? Лучший способ развлечься и заработать – сказать ему об этом и предложить поставить на кон несколько монет. А набить морду пьяному шведу куда проще, чем победить в турнире. Хотя, и далеко не так интересно.
Зато интереснее стали осады городов. С одной стороны, на стенах стоят уже не лучники, а стрельцы. А с другой – лестниц и башен теперь больше одной. Да и они не являются единственным способом облегчить взятие города. Теперь доступны такие уловки, как минирование стен, открытие ворот изнутри или отравление припасов осажденного города.
Высоко сижу, далеко гляжу.
Теперь к визуальной составляющей. Графически игра не стала существенно лучше, несмотря на все заверения ее создателей. Помнится, есть для оригинала пара любительских модов, которые с этой задачей справлялись куда лучше. Однако, в вопросах антуража, претензий намного меньше – декорации, хоть и исполненные в прежней графике, смотрятся исторически грамотно и лаконично.
Музыка удалась неплохо, но, как и в оригинале, ее ждет та же участь – по прошествии многих часов игры она будет отключена вовсе, либо заменена параллельно звучащим проигрывателем с более привычным саундом.
Увы, но и в этой игре без багов не обошлось. Некоторые квесты превращаются в невыполнимые, работорговцы в специально созданных для этих темных делишек каменоломнях и золотых приисках, отказываются брать товар. Ну, и так, по мелочи. Ошибки не являются критическими и лечатся патчами, однако, поле обновления игру придется начинать заново.
Понаехали…
Вердикт таков. Mount and Blade: Огнем и Мечом замечательная игра, продолжающая продвигать идею Mount and Blade. Из-за своей удачной концепции и хорошо сбалансированного геймплея, позволяющего проходить игру несколько раз, не теряя интереса, она имеет все шансы занять место «постоянной» игры на компьютере любителя исторических баталий. Однако, любителям «честных поединков на мечах» не стоит забывать, что появившееся в игре огнестрельное оружие может стать существенной ложкой дегтя в этой бочке хмельного меда урожая 2009 года.