В третий раз забросила студия BioWare в море гемеров свой невод под названием Mass Effect, желая заполучить еще большую аудиторию. Проект Mass Effect 3 пиарили и продвигали всеми возможными способами и делали это настолько назойливо, что разве что по почте диски с демкой не слали (пойду-ка, проверю ящик – а вдруг?). Рекламная кампания вылилась в неплохие стартовые продажи. Давайте посмотрим, насколько соответствует сам продукт тому карнавалу пиара, который сопровождает его едва ли не с момента анонса.
Беднягу Шепарда как обычно не приняли всерьез, даже после двух, казалось бы, исчерпывающих инцидентов, доказывающих, что трындец в лице пожинателей не просто тусуется где-то рядом, а очень внимательно так буравит своими жадными глазками всю органическую жизнь в галактике. Вот и допрыгались – когда вторжение все-таки началось, пожинателей встретил не объединенный галактический флот с лозунгом «Свои собаки грызутся, чужая – не встревай», а кучка напуганных идиотов, которые не в состоянии даже воспринять фразу вроде «Я же вам всем говорил!!!»
Так что Шепарду вновь придется брать ситуацию в свои руки и лично давать пинка каждой заднице, которая вообразила, что вторжение ее не касается. Сначала давать пинка, а потом еще и уговаривать присоединиться, поскольку преимущество военной мощи у жнецов несоизмеримое, и никакая поддержка для обороняющихся лишней быть не может.
Не люблю больших и наглых.
Если требуется выделить какую-то главную составляющую, имеющую самое большое значение для всего проекта, то это, безусловно, сюжет. Сколько бы игру не уводили в сторону шутера, как бы ни шлифовали графику, какие бы изменения ни добавляли в дерево развития персонажа, погоду в BioWare все равно делают сценаристы с постановщиками, которые раз от раза работают все лучше.
Проект по ряду причин получился уникальный. Масштаб – эпичность в квадрате, такое мало где встретишь; проработанность вселенной - одна из самых дотошных и тщательных; моральный выбор и трудные решения – на каждом шагу; персонажи – любой из них интересен и индивидуален; вариативность – аукнутся все важные решения, принятые еще со времен первой части; квесты – незначительных или скучных просто не осталось.
Главных проблем в сюжетной составляющей уже успели выделить две. Озабоченные товарищи, как водится, опять перепутали возможность с обязаловкой и начали плеваться ядом в адрес однополых отношений, которые нашли-таки дорожку в эту серию. Гораздо более существенные претензии предъявили разработчикам геймеры, оставшиеся недовольными концовкой игры.
В лоб – и без выходного пособия!
Но тут-то BioWare всех лихо протроллила: всю дорогу швырялась стандартными киношными штампами и сыпала голивудскими приемчиками, а в финале – батюшки! – не дала полюбоваться на банальный хэппи-энд с цветочками и радугой. Немудрено, что многие юзеры тут же получили критический урон посредством баттхерта.
А что до некой незавершенности… так ведь это ж BioWare. Вы представляете, чтобы дело обошлось без пары эпилогообразных DLC, где все прояснится? Лично я – нет.
Опять-таки, внешнюю презентабельность и эффектность игры постановщики увеличили сильнее, чем программисты. Mass Effect 3 радует глаз масштабными сценами, в то время как разница в графике была гораздо более существенной между первой и второй частями. Да, BioWare продолжила предпринимать отчаянные попытки сделать из своей игры шутер. С каждым разом у них это получается все лучше, но до уровня настоящих мастеров этого дела они не дотягивают. Как ни крути, Mass Effect 3 это не Gears of War 3, где ты чувствуешь каждый выстрел, каждый удар, каждый прыжок. В вопросах физики дела обстояли лучше даже у Space Marine.
Свой среди чужих, чужой среди своих…
Тем не менее, бой стал динамичнее, прибавилось новых фишек, врагов и боссов. Даже поуправлять шагающим танком дадут. Но концепция боя, сводящаяся к узкокоридорному тиру, так и сохранилась со времен первой части.
Претензии к ролевой составляющей во второй части оказали некоторое положительное влияние на третью: прокачка стала не такой куцей, добавили улучшения оружия. Однако, эти фичи теряются на фоне изо всех сил проталкиваемого на передний план экшна и возможности покопаться в инвентаре только на Нормандии или в изредка встречающихся на локациях местах.
О, кстати. Если вы хотите убедиться, что самое главное в этой игре – сюжет, то в этом вам поможет мультиплеер Mass Effect 3. Запустив его, вы быстро увидите цену непритязательным перестрелкам с туповатыми врагами, если эти перестрелки не сопровождаются зрелищными кат-сценами и не имеют почти никакой сюжетной подоплеки.
Фактически, единственным поводом играть в кооператив является зарабатывание дополнительных процентов готовности галактике к войне. BioWare, как и обещала, дала возможность игрокам обойтись без мультиплеера для получения оптимальной концовки. Но сделать это только в сингле будет существенно сложнее.
Не ведитесь на симпатичное личико – она все равно снесет вам башку.
Тут логично будет припомнить пару сопутствующих проектов, которые также влияют на заветный показатель. Это Datapad и Mass Effect: Infiltrator. Оба уже вышли для iOS, а шутер Infiltrator, как говорят, несколько позже появится и на Android. Как и сообщалось ранее, прогресс в этих играх еще больше увеличивает ваши шансы на чистую победу, давая некоторое преимущество владельцам устройств Apple.
Заострять внимание на локализации не имеет особого смысла, поскольку ситуация и так яснее ясного. Картина, традиционная для недавних игр BioWare, несколько неприятна. Все-таки, чем больше экшна, тем менее уместны субтитры. С другой стороны, за прохождение первых двух игр геймеры, наверняка, уже привыкли к голосам персонажей. Да и опыт безвкусного дубляжа первой части повторять не хотелось бы.
Итоговая картина получилась спорная. С одной стороны, лютый сюжетно-кинематографический эпик захватывает вас с головой, заставляет сопереживать героям и рвет сердце на части. С другой стороны (там, где хвост), BioWare – наверняка, не без участия ЕА – демонстрирует неуемное стремление следовать современным трендам, актуальным тенденциям и жанровым фишкам.
Что-то мне неспокойно, Шепард…
Это бы, пожалуй, могло смотреться смешно или мило. Однако в таких масштабах становится просто назойливым и утомляет. И если моменты, которые можно обозначить как «недошутер» и «недофизика», с лихвой компенсируются вышеуказанными достоинствами, то свалившийся с какого-то потолка унылый мультиплеер, ориентация на фанатов Call of Duty (вот уж кому про геев-то даже заикаться не следовало) и попытка паразитировать на желании получить идеальную концовку – это уже перебор.
Впрочем, при любых имеющихся недочетах эта игра будет стоить каждой потраченной на нее копейки и после прохождения надежно засядет в вашей памяти как одно из самых захватывающих виртуальных приключений.
Оценка редакции:
- Графика – 8
- Геймплей – 7
- Сюжет – 10
- Звук – 9
- Качество локализации – 8
Итог – 8.4