Развитие технологий обычно приводит ко всякого рода улучшениям. Технология развивалась сразу с двух сторон: с одной стороны, разработчики игровой серии Fable научились лучше использовать ресурсы Xbox 360, а с другой стороны, в мире Альбион наука тоже не стояла на месте и за 500 лет сумела достичь некоторых успехов. К какому же результату привели эти технологические достижения?
В сюжетном плане каких-то принципиальных изменений не произошло. То есть история-то другая, но суть примерно та же: тяжелая потеря в детстве, жестокий злодей, мудрый наставник, пара неожиданных сюжетных поворотов и множество дополнительных миссий. Даже отношение к вам практически то же: люди не удивляются появлению искателя приключений и героя даже, несмотря на то, что Гильдия Героев давно лежит в руинах. В общем, что у одной, что у другой игры довольно интересные сказочные сюжеты, примерно эквивалентные друг другу в плане вызываемых эмоций. Что бы там не говорили разработчики насчет большей мрачности и трагичности.
Fable. Заброшенный особняк леди Грей на дворец не тянет.
С графической стороны во второй части нам, конечно, подвезли целый ворох всякой красоты: заметно улучшились пейзажи, став более детализированными и менее грубыми, мир стал более обширным и меньше похожим на систему коридоров, улучшилась физика одежды, да и самого персонажа, конечно, вниманием не обделили (взять хотя бы раны, полученные в бою, которые смотрятся очень натурально и заживают постепенно).
Хотелось бы сказать что-то лестное и об основной части игровой физики, но язык не поворачивается. Да, в игру добавили много полезных способностей, таких как плавание и умение преодолевать препятствия (перепрыгивать заборы, спрыгивать с высоты). Но при этом реализовано это все настолько страшно, что пользоваться этим лишний раз как-то не хочется. За этим тянутся еще и недостатки в остальной анимации движений. Как ни странно, двигается персонаж куда более деревянно, чем в первой, хоть и получил большую свободу действий (если на то пошло, прыжок с любой высоты не отразится отрицательно на вашем здоровье). В общем, в Fable свободы действий было меньше, но выполнена она была куда более аккуратно.
Fable 2. В альбионе прибавилось профессиональных архитекторов и ландшафтных дизайнеров.
Отличительной чертой Fable являлась характерная стилизация под сказку, под игрушечность. В Fable 2 этот стиль сохранился, но был довольно сильно изменен. Знаете, когда ребенок подрастает, ему дарят другую, более сложную игрушку, с большим количеством мелких деталей. Вот и тут то же самое.
Упомянутый в начале технический прогресс изменил внешний вид Альбиона и его жителей. Это отразилось не только на появлении огнестрельного оружия, вытеснившего луки и очень сильно подвинувшего арбалеты, но и на внешнем виде жителей игрового мира. Мода не стоит на месте, и средневековый стиль одежды остался далеко в прошлом.
Только вот внешний вид одежды, диктуемый здешней модой, придется по душе далеко не всем. В том плане, что комбинация «туфли с пряжками, обуженные штанцы, рубашка с оборками, расшитый камзол и треуголка» приглянется довольно небольшому количеству игроков, привыкших к стилизации век эдак под XII. Впрочем, можно набраться терпения и дождаться появления старых-добрых доспехов, делающих внешний вид героя более традиционным. В любом случае, колорит в игре не тот. Возможно, из-за пропорций тел персонажей, которые стали куда реалистичнее.
Fable. Против лома нет приема… кроме пылающего меча, пожалуй.
Да и дело даже не в том, что костюмы «какие-то не такие». Дело в том, что роль боевки снижена, а сам процесс сражения упрощен. Не уходя далеко от вопроса облачения персонажа, стоит отметить, что в первой части любая одежда имела какие-то защитные свойства. Во второй же все шмотки играют чисто декоративную роль, добавляя вам привлекательности или «ужасности», так же как татуировки или прическа.
Если раньше в бою мы должны были заботиться о запасе манны, то теперь этого показателя просто нет, и игрок может швыряться заклинаниями направо и налево. Правда, система совершенствования заклинаний несколько изменилась. Кроме того, что их стало несколько меньше, выучив второй уровень одного заклинания, вы не просто улучшаете его, а учите более сильное заклинание того же вида. Вот как это работает: для использования заклинания второго уровня или выше вы должны будете зажать кнопку магической атаки и ждать, когда шкала магии заполнится до нужного уровня. После этого отпускаете кнопку и получаете результат.
Fable 2. Перепалка превратилась в перестрелку.
Что это значит для любителей качать магов? Одно слово на ум приходит – геморрой. Если к примеру, заклинания выстроены следующим образом: замедление времени (Ур. 1), молния (Ур. 2) и инферно (Ур. 3), то, передержав кнопку, можно выдать ненужное заклинание. Единственное спасение – однообразное совершенствование одного и того же заклятия. А если приплюсовать сюда передвижение главгероя в стиле «ржавый железный дровосек», то можно получить довольно печальную картину.
Тем не менее, в игре очень сильная и очень интересная социальная система, заметно выросшая по сравнению с аналогичным элементом первой части. В городах и поселениях (которые теперь действительно похожи на города и поселения) можно купить практически любую недвижимость. Хотите стать владельцем таверны? Пожалуйста! Солидный доход плюс возможность изменять цены. Хотите декорировать жилище? Вы сможете сделать это, заменив отдельно каждый предмет мебели, купив его в мебельном магазине.
Фактически, в Fable 2 мы видим ту же социальную модель, что и в Fable, но заметно расширенную. Вы можете владеть недвижимостью, действия вашего персонажа отражаются на отношении к нему жителей, герой может вступать в брак и заводить детей, любая еда отразится на его (или ее) телосложении, герой стареет и получает в бою шрамы.
Fable. Белый маг во всем своем величии.
Во второй части больше мини-игр. Азартная игра в таверне заменена на аналог однорукого бандита, вместо прошлой игры на внимательность. Отсутствует такая забава как рыбалка (вместо этого герой может сам нырнуть в воду и выловить предмет). Остальные мини-игры представляют собой вариации на тему проверки реакции. В Fable 2 игрок может зарабатывать деньги обычной работой (бармен, кузнец или дровосек, например). Каждая работа и есть отдельная мини-игра, от успеха в которой зависит количество заработанных денег.
Но, сказать по правде, Fable 2 от такого смещения в сторону социалки несколько проигрывает предшественнице. Ведь фишка-то была в RPG с социальной системой, а не в экономико-социальном симуляторе с элементами RPG. Тем более, что RPG-составляющая омрачена нелицеприятной угловатостью исполнения.
Fable 2. Лица стерты, краски тусклы…
В общем, если оценивать игры в целом, то хороши обе, и играть интересно в каждую. Но если первая с достоинством носит звание шедевра и системселлера, то вторая может назваться только хорошим и интересным проектом. Остается надеяться, что Fable 2 была пробой пера в отношении некоторых инновационных для серии элементов, и третья часть, учтя описанные недостатки, вернет имени Fable былую славу.