Выход очередной части Call of Duty превращается в некое подобие международного праздника, если судить по напряжению, до недавнего времени царившему в сети. Разве что дата каждый год меняется. Так или иначе, дождались – вышел проект Call of Duty: Black Ops.
На этот раз занималась им студия Treyarch, так что повторения Modern Warfare 2 от Infinity Ward можно было не ждать. Все-таки у этих двух студий игры получаются непохожими. Собственно, так и произошло.
Над этой надписью стоит задуматься.
Что удивило в игре в первую очередь, так это сюжет. Начать с того, что он там есть, хотя, ожидания были прямо противоположные. Это, конечно, не сага всех времен и народов, но довольно запутанная и неплохо поставленная история.
С самого начала игры (фактически, еще с игрового меню) вы оказываетесь в роли бойца специального подразделения Алекса Мэйсона, который находится под допросом у каких-то неизвестных людей. Ведя допрос с пристрастием, эти неизвестные допытываются о прошлом героя, который где только не побывал. И на Фиделя-то он покушался, и русской-то тюрьме сидел… в общем, хлебнул горя. А теперь именно он является главной надеждой на спасение человечества.
Запутанно? Весьма. На этом и построено повествование – на обрывочных воспоминаниях Мейсона, которые шаг за шагом постепенно выстраиваются в общую картину, где находится место и секретным экспериментам по созданию биологического оружия, и международному заговору, и промывке мозгов. В общем, полный комплект, который мы, впрочем, не раз могли наблюдать во всевозможных боевиках.
Наши запускают, а этим только бы ломать…
Вся соль в постановке, которая позволяет интересно рассказать не слишком оригинальную историю. Персонажи получились яркие, хотя, некоторые из них получились утрированными. Это я о советских злодеях. Да, к вопросу о клюкве, который просто не может не встать в данном случае: СССР действительно выступает в роли злодейской тоталитарной сверхдержавы. Однако, тут частично свалили вину за происходящее на злобу и коварство трех персонажей, устроивших всю эту канитель. Ну, так уж повелось, что двое из них оказываются русскими, а третий – фашистом. Эдакая преемственность пальмы первенства мирового злодейства.
Ну, а правительство оказывается почти ни при чем. Просто оно такое же жестокое и нацеленное на достижение собственных интересов, как и правительства других стран. Тут, правда, выходят на сцену американцы, как говорится, «все в белом». Да только это уже устоявшаяся догма, и ее обсуждение давно неактуально.
Другой момент, который тоже удивил, но уже в обратном смысле, это графика. Уж где-где, а в шутерах, да еще в тех, которые ориентированы на кинематографичность, она является фактором очень важным. А в Call of Duty: Black Ops мы видим экономию в плане графики практически на всем, начиная от мебели и заканчивая визуализацией взрывов. Вот персонажи выглядят приемлемо, остальное же поначалу вызывает легкое недоумение.
Спи спокойно, дорогой товарищ.
Это дело, разумеется, пытаются маскировать. Хорошо хоть не используют традиционную замазку для таких случаев, то есть блер. Нет, здесь все пристойно: нам попросту предлагают увидеть столько взрывов, трюков, пламени и дыма, чтобы неаккуратность в проработке деталей попросту была незаметна. Ах, да, и еще эффект трясущейся камеры, которая проявляет себя по каждому удобному случаю. Проще говоря, когда вокруг тебя все взрывается, с потолка сыпется штукатурка и изо всех щелей лезут респаунящиеся вьетнамцы, тут как-то не до разглядывания особенностей интерьера.
Если графику еще можно прикрыть эффектностью происходящих событий, то с физикой такое не прокатит. Она в Call of Duty: Black Ops просто на нуле: начиная от ragdoll-модели и заканчивая физикой крупных объектов, вроде грузовиков. Физика слаба даже в некоторых скриптовых сценах (уж, казалось бы, здесь-то что мешало сделать как надо?). Грузовики переворачиваются с грацией спичечного коробка, люди летают от взрывов, как кегли… Некрасиво, однако.
В игру добавлено символическое разрушаемое окружение. В том смысле, что здания и большинство объектов нельзя уничтожить. Зато в обильном количестве встречаются объекты, от которых может что-нибудь отколоться, а то и вовсе что-нибудь взрывоопасное попадается, вроде бочек или машин. Люди тоже, так сказать, разрушаемые. Расчлененка на месте и выглядит эффектно: отлетающие руки/ноги в обильном количестве усеют многочисленные поля сражений.
За витрину вычту из оклада!
Минусом технической реализации можно назвать наличие большого числа багов. Странно, что не довелось взглянуть на них лично, однако, форумы в интернете, наверное, не просто так успели раскалиться от возмущенных комментариев. В любом случае, игра требует патчей.
Теперь, собственно, о самом геймплее. Что касается сингла, то работа Treyarch узнается с первого раза: принцип большинства сцен основан на необходимости пробиться сквозь толпы врагов, которым иногда не бывает числа. Нас редко подгоняют, но суть в том, что нам все равно приходится соваться в самое пекло, чтобы достичь цели.
Бой против компьютерных соперников не вызывает слишком большого числа нареканий. Туповаты они, это да. Однако же, их соображалки хватает на то, чтобы совершать перебежки, довольно толково прятаться за мебелью, стрелять «в слепую» и применять рукопашные атаки в удобные моменты. Конечно, по большому счету, это все равно тир, а не тактика. Да и сложностью основной является не умение противников сражаться, а их количество и появление порой в самых неожиданных местах. Но отдельного порицания заслуживает интеллект компьютерных напарников. Таких бесполезных соратников надо еще поискать, так что выполнять задачи приходится практически в одиночку.
Не плачь, у тебя осталась еще одна рука.
При полном отсутствии тактики радует архитектура уровней, которая больше чем на половине локаций создает впечатление перемещения по открытому пространству. Технически это все тот же коридор только с одним верным путем. А вот впечатление простора все равно сохраняется. Ну, и понятное дело, при наличии широкого пространства локаций, изобилующего различными укрытиями, тир становится намного более интересным.
В плюс также идут уровни, где нам предлагают использовать технику: машину, мотоцикл, военный катер, вертолет. Что примечательно, в отличии от модной тенденции, когда игроку предлагается только стрелять, в Call of Duty: Black Ops можно будет и рулить, и сеять разрушения… и даже сочетать эти замечательные действия. Хотя, и обычные сцены, вроде «давай, садись за пулемет», тоже присутствуют.
Мультиплеер тоже выглядит удачным, но по-своему. Сразу стоит отметить, что он исключительно развлекательный. В плане тактики лучше Battlefield: Bad Company 2 все равно до сих пор ничего не придумали. Здесь же явно прослеживается линия «побегать-пострелять», но даже с таким подходом реализация может быть либо удачной, либо нет. Так вот, тут она удачная.
Говорил ведь, что тут скользко…
Тем, кто сох по мультиплееру MW2, можно смело менять «рабочую лошадку», поскольку из Black Ops получился прямо-таки убийца мультиплеера прошлогоднего хита. Помимо переработанной системы апгрейда (хотя, очки за совершаемые действия вы будете получать точно так же), имеется очень разнообразная система кастомизации персонажа, позволяющая менять его внешний вид и вид его оружия по вашему усмотрению. Army of Two: The 40th Day, пожалуй, не утрется, но все равно масштабно получилось.
В Black Ops можно найти все режимы игры, ставшие традиционными для большинства мультиплеерных шутеров. Но смогут потешить себя и ценители нововведений. К примеру, режим Gun Game потребует от игроков убивать соперников, чтобы улучшить вооружение: грохнул врага – получил следующую пушку, грохнули тебя – начинай с начала. Другой режим, напротив, предлагает пользоваться только холодным оружием: в распоряжении игрока имеется арбалет с четырьмя разрывными стрелами, томагавк и нож. За убийства дают очки, но сумма обнулится, если вас убьют томагавком. В общем, достаточно простора для фантазии и экспериментов.
Впрочем, разработчики не остановились и на этом, впихнув в игру зомби-режим, требующий защищать территорию от ходячих мертвяков, попутно расширяя локацию. Довольно интересно, но лучше всего в компании друзей.
Война всегда оставляет за собой только такие следы.
Есть тут даже секретная мини-игра. Тоже сражение против зомби, но уже в двухмерном формате. Такие мини-игры обычно продают на различных цифровых сервисах за небольшие деньги, а тут легкий бонус – бесплатно. Да и сам факт секрета внутри игры приятен. Давненько такого не было. Хотя… в StarCraft 2 был секретный уровень, но не суть, все равно хорошо.
Получается, что Call of Duty: Black Ops это неплохое развлечение для любителей ненапряжных перестрелок. С цельным, хоть и изрядно набившими оскомину ненавистью к СССР и восхвалением США. С разнообразным и, опять-таки, ненапряжным мультиплеером. Из недостатков: возмутительно слабая физика и экономия на качестве текстур. Но в целом игра получилась стоящей своих денег. Если вы, конечно, любите жанр в целом и CoD в частности, чтобы эти деньги отдавать.