Зомби. Им посвящены десятки игр, однако ни одной из них не удалось заработать настолько широкой популярности, какой смогла добиться небольшая модификация для военного шутера ArmA 2. Да, мы говорим о DayZ. Выживание в совершенно диких условиях зомби-апокалипсиса внезапно оказалось весьма интересным занятием и смогло привлечь к себе внимание более одного миллиона игроков. Сотни серверов, десятки тысяч одновременно играющих пользователей - неслыханный успех для простого зомби-мода. Полузабытая ArmA 2 взлетела на верхние строчки рейтинга продаж в Steam, и студии Bohemia Interactive ничего не оставалось, кроме как заняться полноценной поддержкой DayZ. В настоящий момент разработчики занимаются созданием отдельной версии игры, обещая выпустить ее в продажу уже до конца этого года. С целью рассказать, что представляет собой DayZ сегодня и чем она может стать в будущем, мы подготовили данный материал.
Жизнь за фасоль
История создания DayZ звучит довольно занимательно. Ее создатель, человек по имени Дин Холл, некогда служил в новозеландских вооруженных силах и проходил специальный тренинг по выживанию в джунглях Брунея. Привыкший к богатому армейскому рациону у себя на родине, Дин Холл испытал чудовищные трудности, когда его отряд выбросили прямо посреди дикой местности. Будущему гейм-дизайнеру, по его словам, пришлось пройти через настоящий ад: отсутствие доступной пищи в конце концов вынудило его питаться чуть ли не диким папоротником. Если верить Холлу, во время учений он похудел на целых 25 килограмм.
Именно тогда ему пришла в голову простая идея: почему бы не воплотить весь этот ценный опыт в компьютерной игре? Однако простое выживание солдат в непростых условиях не привлекло никакого интереса: армии не нужен был еще один военный симулятор, а широкая аудитория хотела чего-нибудь более «мейнстримового». Именно тогда в голову Холлу и пришла идея зомби. Идея, как говорится, «на миллион».
Военный экшен ArmA 2 идеально подошел для его целей. Реалистичная система повреждений, целый набор разнообразного вооружения, готовый инвентарь и, что самое главное, готовая локация. Огромные леса, небольшие деревеньки и поселки, крупные города и живописное морское побережье - все это как нельзя лучше подходит для атмосферного зомби-апокалипсиса. Пример DayZ показал, что именно такой игры массовой аудитории как раз и недоставало.
DayZ - это песочница в чистейшем ее проявлении. Каждый новый игрок появляется на живописном морском берегу, имея при себе минимальный запас снаряжения. Никакого вооружения, никакой пищи или воды - всего самого необходимого мы лишены. По сути, именно вокруг процесса поиска ресурсов, нужных для выживания персонажа, и выстроена вся игра. Если игрок не будет есть или пить, он начнет постепенно терять здоровье. Постоянные травмы конечностей или получение большого количества повреждений могут привести к перелому или к шоковому состоянию. В этом случае помочь может лишь редкий морфий либо болеутоляющий препарат. Еще один важный показатель - температура тела. Если вас угораздит попасть под ливень прямо посреди ночи, это самым пагубным образом скажется на здоровье вашего персонажа. В этом случае поможет костер или специальная грелка. И таких нюансов в игре целое множество.
Ресурсов здесь хватает. Первое, что необходимо для выживания, - вода, еда и оружие. Все остальное - второстепенно, но также важно. Отыскать можно всякое: патроны, сигнальные шашки, запчасти для ремонта разбросанных по территории автомобилей, наборы инструментов. Для навигации очень могут пригодиться часы - для ориентирования по солнцу - или компас, с которым процесс поиска сторон света становится простейшим занятием. Упорный игрок быстро отыщет и карту (поначалу она недоступна), и даже GPS-навигатор. Бинокли, рюкзаки с дополнительными слотами, прицелы ночного видения - это далеко не полный список ресурсов, присутствующих в мире DayZ. Вот только все эти ценности не валяются на дороге - найти их можно лишь в населенных пунктах. А там, где есть город, есть и зомби.
Существующие на текущий момент в игре зомби весьма глупы. Все, что они могут, - лишь слоняться без дела туда-сюда, начиная преследовать каждого игрока, попавшего в их поле зрения. Кто-то из них ползает, кто-то ковыляет стоя, кто-то передвигается прыжками. У них нет группового интеллекта, так что при случае за вами запросто может погнаться лишь один зомби из целой стаи себе подобных. Убежать от него можно, и сделать это не так и сложно - достаточно всего лишь резко свернуть в любое здание, добежать до леса или попросту запутать зомби в городском ландшафте. Правда, как только вы начинаете убегать, вы тотчас становитесь заметным для всех тварей в округе, и велик шанс того, что очень скоро вас будет преследовать целая толпа.
Впрочем, зомби, какими бы жуткими они ни казались на первый взгляд, не представляют особой опасности. Их легко обойти: достаточно всего лишь передвигаться ползком, или, на крайний случай, в полуприседе.
О туманном будущем
Так получилось, что наибольшую опасность в игре представляет отнюдь не зараженное неизвестным вирусом гражданское население. DayZ не ставит перед выживальщиками никаких целей, а это приводит к тому, что развлечение себе они находят самостоятельно. Кто-то сбивается в группы с друзьями, пытаясь вместе отыскивать наиболее ценные ресурсы, а кто-то попросту охотится за новичками, постепенно превращаясь в бандитов. Статистика мода показывает, что за последние месяцы количество таких игроков значительно возросло. Вновь прибывшим зачастую приходится весьма тяжело: игроки-бандиты целенаправленно прочесывают побережье, ради веселья отстреливая всех, попадающих в перекрестие прицела. Это своеобразный итог отсутствия любых игровых правил. Спустя некоторое время выживание наскучивает, а вместо него появляется жажда экшена.
DayZ - замечательная песочница, однако мотивации в ней, увы, недостает. Об этом прекрасно осведомлен и создатель мода Дин Холл, ныне руководящий разработкой отдельной версии игры. Лекарство от этой проблемы он предлагает следующее: дать игрокам новые возможности по созданию групп, а также позволить им в какой-то мере изменять мир вокруг себя.
Было заявлено, что в отдельной версии DayZ появится возможность обустройства собственных баз. Притом, базы могут быть созданы как группами пользователей, так и одиночками. По словам разработчиков, они уже пытались привнести в игру элемент строительства импровизированных баз при помощи мешков с песком и колючей проволоки, но это не совсем то, что они хотели бы увидеть в финальной версии. Сам Холл считает, что лучшим выходом было бы предоставить игрокам возможность оборудовать подземные комплексы, замаскированные не только от зомби, но и от враждебных группировок. Увы, пока неясно, является ли это просто мечтой, или Bohemia и вправду собирается ввести в игру подземные базы.
Дин Холл также упоминал такое понятие, как «мета-игра» - нечто, находящееся над обычным уровнем игрового процесса, над банальным поиском ресурсов или перестрелками. Это относится, прежде всего, к формированию групп. Холл хотел бы увидеть более оформленное взаимодействие игроков: не просто появление спонтанных компаний, но целенаправленную кооперацию, когда различные группировки могли бы сражаться друг с другом за ценные ресурсы или даже за контроль над какими-либо территориями. Конечно, это возможно и в текущей версии DayZ. Но, судя по всему, ее создатель хочет привнести в весь этот процесс немного больше наглядности.
Будет изменена и игровая локация. Огромная карта будет доработана: количество открытых для доступа зданий возрастет, а закрытые будет более легко распознать. К слову, игра будет использовать движок, основанный на технологиях еще не вышедшей Arma 3. Это позволит разработчикам улучшить интеллект зомби: обещается, что они станут намного страшнее. Как - пока неясно. Все существующие на текущий момент анимации будут заменены на новые, более качественные. В DayZ появится система износа снаряжения, так что выживание станет еще сложнее. Погода будет намного более динамичной, а игроки смогут более детально настраивать свой внешний вид. В качестве лекарства от скуки появится возможность таскать с собой пса-компаньона, который сможет предупреждать выживающих об опасности.
Разработчики обещают полностью переработать интерфейс, сделав его более наглядным и удобным. Инвентарь будет создан с нуля. Это было бы действительно неплохо: сейчас нередки ситуации, когда предметы попросту исчезают из рюкзака персонажа. Будет введена система внутриигровых сообщений, позволяющая пользователям оставлять друг для друга послания. Bohemia даже обещает объяснить природу вируса, введя в DayZ крохотный сюжетный элемент.
Но, пожалуй, самым любопытным обещанием разработчиков является то, что на всей игровой карте не останется ни одного полностью безопасного места. Неужели у пользователей отберут возможность отсиживаться в лесу? Впрочем, если учесть планы по повышению количества людей на серверах до двух сотен, природа таких заявлений становится понятна. Любопытно лишь, как две сотни игроков смогут уместиться на одной карте, пусть и такой большой, как Черноруссия. Не превратится ли DayZ в некое подобие кемперского дезматча? Этот момент пока ясен не до конца.
Bohemia Interactive обещает выпустить отдельную версию DayZ уже до конца этого года. Как минимум, мы получим на руки рабочую альфа-версию. Создатели игры идут по стопам Minecraft, продажи которой начались весьма рано и принесли огромный доход. Было заявлено, что DayZ будет стоить не больше 30-ти долларов. Для тех, кто не захочет платить, останется оригинальная модификация, поддержка которой будет полностью прекращена. Думаем, что многие из тех, кто перейдет на новую DayZ, будут с ностальгией вспоминать первоначальный мод, который предлагал чистейший опыт выживания. Кто знает, быть может, в ближайшем будущем игры подобного типа будут выделены в отдельный жанр. Если это произойдет, то только благодаря DayZ, которая вновь доказала, что самые смелые и оригинальные идеи воплощаются в жизнь одиночками.
Один из скриншотов DayZ mod
DayZ mod стоит в Steambuy 300руб
В DayZ mod возможностей больше чем в DayZ standalone, и при этом мод стоит дешевле игры.
Релиз DayZ Standalone запланирован на 2015 год, после релиза игра будет стоить 2000руб.