За слона, конечно, не поручусь, а вот любители стратегий приходом Наполеона, определенно, заинтересовались. Речь, конечно же, идет о проекте Napoleon: Total War студии The Creative Assembly, сосредотачивающем внимание аудитории на эпохе наполеоновских войн и, собственно, на фигуре знаменитого полководца Наполеона Бонапарта.
В центре основной сюжетной линии, как несложно догадаться, находится фигура Наполеона, чей путь к славе желающие смогут проследить, начиная с его первых шагов в мире политики и войн. Тем, кто видит в этом человеке только тирана и захватчика, наверное, сюжетные кампании не понравятся, поскольку разработчики положили немало усилий, чтобы представить Бонапарта действительно великим человеком, а не просто шпаной континентального масштаба.
И дым отечества нам сладок и приятен…
По сути, именно сюжетом и отличается в большей степени этот проект от предшествующего Empire: Total War. В принципе, есть, как и было обещано, компании Коалиции, где вы сможете играть за Англию, Россию, Австрию и Пруссию, однако, сразу станет заметно, что эти кампании сделаны не с таким тщанием, как французская, а имя Наполеона вовсе не случайно попало в название игры.
Napoleon: Total War это серьезная историческая стратегия, поэтому события игры воссозданы, в большинстве своем, в соответствии с событиями того времени. То есть во время игры нам предстоит принять участие во многих крупных сражениях, а также узнать многое об известных политических и военных фигурах периода наполеоновских завоеваний.
Как и любая другая глобальная стратегия, Napoleon: Total War старательно доказывает нам, что в войне умелое махание саблей и меткая стрельба это еще далеко не единственный залог успеха. Политика – вот второй инструмент великого завоевателя. А потому, как и в Empire, мы будем в пошаговом режиме заниматься улучшением инфраструктуры, перемещением войск, заключением союзов и торговых соглашений и многим другим на глобальной карте.
Для тех, кого не прельщает политическая возня, перемежающаяся подавлением народных восстаний, создан режим сражений, в котором вы сможете без лишних ожиданий принять участие в ключевых сражениях. Правда, играть в них можно только в хронологическом порядке, только при условии завершения предшествующей битвы.
Смешались в кучу кони, люди.
В игре представлено два вида боев: морские и наземные. Поговорим сначала о битвах на суше. Новая игра несколько продвинулась относительно Empire и улучшила ведение боя при помощи огнестрельного оружия. Теперь именно на умении использовать мушкеты и пушки построена тактика сражений. А третьим типом войск, замыкающим традиционную модель камень-ножницы-бумага является конница. Таким образом, стрелки-пехотинцы крайне уязвимы перед артиллерией, существенно превосходящей их дальностью стрельбы. Конница едва ли успеет подобраться к стрелкам и довести дело до рукопашной, поскольку потеряет большую часть отряда еще на подходе. Ну, а неповоротливая артиллерия без должной защиты будет безжалостно сметена конницей.
Это основы, хотя, имеются еще и тонкости, вроде преимущества стрельбы с высоты, передвижения по пересеченной местности и т.д. Тем не менее, погодные условия и смена дня и ночи, реализованные в игре графически, никак не сказываются на геймплее, что не слишком-то хорошо. Зато, важной особенностью сражений стала мораль ваших (или вражеских) отрядов, которая при неумелом руководстве может таять гораздо быстрее, чем численность солдат. Так что даже не понесший больших потерь отряд может пуститься наутек, если будет грамотно атакован. А деморализованный отряд не представляет никакой опасности и становится легкой добычей.
Сверху подравняйте, а бакенбарды стричь не надо.
В отношении графики игра сделана на твердую четверку. Napoleon: Total War использует усовершенствованную версию движка Warscape, на котором была построена предыдущая игра серии. Анимация стала более естественной, этого сложно не заметить. Но все-таки нелегко радоваться графике (которая - не есть просто красивая статичная картинка), когда на твоих глазах всадники в безуспешной попытке сигануть через артиллерийское укрепление начинают исполнять некое подобие тектоника. Причем, прямо не слезая с лошади.
Другими словами, ближний бой вызывает, мягко скажем, недоумение. После чего совершенно пропадает желание приближать камеру настолько, чтобы увидеть, как ваши и вражеские бойцы невпопад лупцуют воздух перед собой, даже не потрудившись разбиться на пары. Хотя, может оно и к лучшему. Нечего любоваться, когда надо постоянно следить за передвижением сил противника, а это легче делать, следя за сражением с высоты птичьего полета.
С морскими сражениями дела обстоят лучше. Они очень красивые и очень реалистичные. Ну, если вы ищите быстроходных катеров, то и в исторические стратегии лучше не играть, поскольку галеоны XIX века - весьма медлительные суда, а потому маневрировать будет достаточно сложно. И все же, пусть вас не обманывает медлительность кораблей – во время морских сражений очень легко не успеть уследить за всеми вашими судами. А причиной тому полное отсутствие у ваших боевых единиц умения вести бой. То есть им, конечно, можно отдать приказ атаковать вражеский корабль, но схватка при этом будет сумбурная и бестолковая.
В окружении.
Единственной возможностью грамотно отправить вражеский фрегат на дно является самостоятельное управление кораблем. В нем, впрочем, нет никаких особенных сложностей: стандартные типы боеприпасов (ядра, книппеля, картечь и бомбы), возможность одновременного бортового залпа, повышение/снижение скорости изменением количества поднятых парусов, абордаж.
А цели сражений, как морских, так и наземных, приятно удивили разнообразием. Ну, ладно, не разнообразием, а отсутствием однообразия, которое бывает свойственно большому числу стратегий. Во многом, это обусловлено соответствием историческим событиям. Например, целью морского сражения может являться не уничтожение всего флота противника, а только победа над флагманом. Это деморализует противника и подарит вам победу. Или, например, в историческом режиме компании Коалиции вам потребуется захватить только определенные области, чтобы выиграть. Хотя, можно включить режим Господство, и тогда потребуется захватить куда большую территорию.
Ну, что, мужики? Француза бить будем?
Результат таков. Napoleon: Total War это добротная глобальная стратегия с неплохой графикой и исторической выверенностью, сочетающая в себе пошаговую тактику, сражения в реальном времени и экономическое развитие. Из объективных недостатков сразу вспоминается слабый AI, отражающийся, в том числе, и на умении юнитов передвигаться. Из-за довольно точной передачи принципов ведения боя того времени, в сражениях мало драйва и очень много тактики, что может не понравиться любителем баталий в стиле «стенка на стенку». Игру можно рекомендовать ценителям глобальных стратегий и фанатам серии Total War. Случайным же геймерам, заглянувшим просто поглазеть, она противопоказана как «скучная», «недрайвовая» и «неинтересная».