Так уж устроено человечество: хлебом не корми, но дай помечтать о конце света. А вот что будет после, когда пройдут многие годы, а природа уже начнет заживлять раны, оставленные разрушительной войной? Для того, чтобы узнать это, стоит совершить путешествие на Запад с героями игры Enslaved.
Неприятное это дело – быть пойманным работорговцами. Главный герой по кличке Обезьяна был бы первым среди тех, кто подписал бы петицию о запрете работорговли… если бы он не предпочитал более действенные методы борьбы с ней. На его счастье, воздушный корабль-тюрьма терпит крушение, а ему самому чудом удается спастись с какой-то беглянкой.
Видали мы и ездовых котов, и ездовых академиков, но вот ездовых обезьян…
Но тут неприятности главного героя только начинаются: очнувшись после крушения, он обнаруживает на своей голове рабский обруч, заставляющий выполнять приказы хозяина. А сидящая рядом Трип (та самая беглянка), скромно ковыряя пол носком сапога выдает сумбурную тираду о своих предстоящих планах. Дескать папа у нее за городом живет (каких-нибудь 300 миль через дикие Пустоши). Одной ей туда не добраться, так что извиняй, добрый молодец, придется осваивать помаленьку работу телохранителя.
Сюжет в Enslaved довольно интересный. Не сказать, чтобы в основу проекта лег десятитонный сценарий, однако, по современным меркам среди игр этого жанра - очень неплохо. Даже в том, что касается продолжительности. Учитывая нынешнюю моду на прохождение игр на одном дыхании, раза два приходилось ловить себя на мысли: «О, а вот и финал», - после чего игра делала сюжетный поворот и продолжалась. Хотя, затянутой при этом не выглядела. Есть слабина в самом финале: такой развязки здесь сложно было ждать, и тем не менее сама ее суть уже заезжена вдоль и поперек как в кино, так и в играх.
Существенным плюсом являются персонажи. Их на всю игру только трое (да, это не слишком густонаселенный мир), но выполнены они великолепно. Характеры, поведение, реакции, диалоги – все сделано очень живо и натурально, в чем большую помощь оказывает высококлассная реализация мимики и жестов.
Могучая троица.
Если уж перешли к техническим моментам, то о них и продолжим. Физика на добротном среднем уровне. По крайней мере, там, где можно увидеть ее в действии, поскольку количество таких эпизодов несколько ограничено: наш Обезьян даже подпрыгнуть не сможет там, где это не предусмотрено рельефом местности. То же самое и с разрушаемым окружением: это либо активируемые скриптами разваливающиеся объекты, либо некоторые из встречающихся укрытий.
Окружение преимущественно статичное, но если игре требуется устроить вам резвый забег под пулями, то она это сделает: не больно-то засидишься на одном месте, если бетонная стена рядом с тобой с пугающей быстротой разваливается на куски под шквальным вражеским огнем.
В отношении визуализации главным преимуществом игры является красота пейзажей. Чувствуется, что очень много сил в NinjaTheory потратили на дизайн локаций, которые отличаются не только буйством красок (чего, кстати, у игры не отнять), но и продуманной структурой. Если же говорить о техническом исполнении, то изредка встречаются локальные недочеты с подгрузкой текстур во второй половине игры. В остальном все в порядке.
У настоящего героя и палка стреляет.
Если непременно задаваться вопросом, на что похожа игра, то на ум тут же приходит Prince of Persia – серия, в которой трюковая акробатика сочетается с экшном и преобладает над ним. Играя в Enslaved, вам не придется пробиваться сквозь полчища врагов. Разработчикам каким-то образом удалось передать ощущение, что сражения здесь – не самоцель, а только вынужденная необходимость, а Enslaved это не игра про всепобеждающего героя, а про людей, которые хотят достичь своей цели.
Так вот, сила Обезьяны не в умении превращать орды роботов во вторичный материал для переработки и сканирования, а в способности решать проблемы и находить выходы из сложных ситуаций. Впрочем, если для этого потребуется превратить в бесполезный хлам пару меков, то рука у него не дрогнет.
К слову, при отсутствии всецелой концентрации на боях, сделаны они очень продумано и интересно. Большого разнообразия среди рядовых врагов вы не встретите, их, пожалуй, по пальцам можно пересчитать. Однако, бой разнообразят условия его проведения. Например, возможность активировать систему самоуничтожения робота, избавившись от остальных. Также необходимо учитывать наличие у врагов энергощита, уметь проводить различные атаки и т.д. Иногда приходится пострелять, избавляясь от врагов, атакующих с дистанции, а иногда - вступить в жестокое сражение с боссом, условия которого будут каждый раз меняться.
И с каждым разом они все больше…
И все-таки, стрельба и драки это элемент не преобладающий, а равноправный. Не менее часто Обезьяне придется демонстрировать свои способности в акробатике, оправдывая собственное прозвище. Здесь себя покажет упомянутый выше дизайн уровней, заставляющий передвигаться к цели самым немыслимым образом. Интересен и тот факт, что Обезьяна и Трип должны оба добраться до цели, для чего очень часто на одной локации реализовано два пути для перемещения. Иногда же придется буквально носить свою поработительницу на руках.
Честно говоря, необходимость защищать напарника в различных играх всегда был мне глубоко неприятен. Как-то хочется полагаться и зависеть только от себя самого. Но создателям проекта удалось достичь очень хорошего эффекта: вы будете чувствовать беспокойство за персонажа (ведь Трип не бессмертна, а ваши жизни связаны посредством рабского обруча), но не будете чувствовать раздражения из-за того, что этот персонаж постоянно погибает. Не совсем понятно, как им это удалось, но факт - от Трип больше пользы, чем неприятностей (в отношении геймплея, а не сюжета).
Акробатика в Enslaved это зрелище и иногда головоломки, требующие умения правильно передвинуть платформы и найти новый путь к цели в изменившейся локации. А вот проверкой реакции, к сожалению, акробатические трюки становятся только ближе к финалу. Преимущественная же их часть сводится к необходимости выбрать цель следующего прыжка и нажать кнопку, то есть опасности в эти моменты практически никакой.
В некоторых миссиях геймплей выходит за рамки драк и акробатики. Например, когда Обезьяне требуется сесть за пулемет или покататься на гравитационном диске, именуемом здесь «облако». Если тир здесь вполне обычный, то вот полеты на «облаке» (которое, кстати, применяется не только на специальных уровнях, но и в боях с боссами) могут законно похвастаться нестандартной и интересной механикой.
Это компенсирует отсутствие моста.
Вот такая получилась игра. Яркая, эффектная, захватывающая, но при этом не «на один зуб» в отношении продолжительности. Игра могла бы быть лучше, если бы сценаристы чуть больше поработали над финалом, а в процесс проведения акробатических и боевых приемов были бы добавлены модные нынче анимированные интерактивные сцены. Но разработчики сделали игру такой, какой видели. И надо сказать, что на сегодняшний день это один из лучших представителей подобного жанра.
Да, вот еще что. Антураж антуражем, но по концепции примерно такого баланса между элементами геймплея хотелось увидеть в очередной игре серии Prince of Persia. Так что для тех, кто остался недоволен двумя предыдущими реинкарнациями Принца, двери проекта Enslaved гостеприимно открыты.