Ежегодное столкновение Electronic Arts и Activision в жанре милитари-шутеров становится все больше похоже на традиционную дуэль двух старичков-дворян, после которой, будучи не в силах покончить друг с другом, оба расходятся по домам с высоко поднятой головой, убежденностью в собственной непогрешимости, планами будущей месте под сердцем и с зарядом соли в мягком месте. И вот снова предрассветный час, и знакомые всем геймерам «старички» вновь стоят друг напротив друга, сжимая в руках свое новое оружие: Call of Duty: Black Ops и Medal of Honor.
Сначала о том, кому удалось рассказать лучшую солдатскую байку. По большому счету, спор в отношении сюжета довольно сложный. Как-то тяжеловато однозначно ответить на вопрос о том, что лучше: абсурдный сюжет или вообще никакого. Но придется разбираться.
Medal of Honor. Ломаем дверь, берем телевизоры – и ходу!
Со стороны Medal of Honor у нас суровая, жизненная солдатская история о том, что «война это война, и выжить в ней суждено не всем». Разумеется, обыграть одну только эту сентенцию во всем (пусть даже таком недлинном) повествовании невозможно так, чтобы было еще и интересно. Слишком тема узка. Вот и получается, что мечется по Афганистану несколько отрядов отборных «дартаньянов», выполняет свою непреложную функцию «один за всех», и валит пачками врагов из современных мушкетов.
Зато Call of Duty: Black Ops обрушивает на игроков шквал непонятных и запутанных событий, сохраняя интригу до самого финала (пусть даже интрига эта к концу игры делается предсказуемой, а значит и интригой быть вроде бы перестает). Ни дать, ни взять – шпионский боевик. Правда, опять зарубежные сценаристы взялись писать о том, в чем не разбираются, но очень хотят показаться знающими. Отсюда и тянется все самое бредовое, что есть в игре. Взять хоть ту же Воркуту, которая стараниями зарубежных писак превратилась в глобальный концлагерь, где добывали руду, разрабатывали шестиствольные пулеметы и содержали для охраны зеков добрых три полка солдат Советской Армии. Это вот вы сейчас смеетесь, а где-нибудь подальше, за границей это хавают и глазами от удивления моргают. Дескать, «вот ведь как бывает…»
Call of Duty Black Ops. Ты ко мне не подлетай, винтокрылый негодяй.
И все-таки, абсурдная и слегка глупая, но хорошо рассказанная история лучше, чем брошенная на ходу скомканная фраза о непростой солдатской доле. Так что этот раунд за Black Ops.
Теперь о красоте, то есть об игровой графике, которая тоже не дает возможности сходу назвать лидера. С одной стороны, MoH подкупает впечатляющей реализацией того, чем так гордятся кино-блокбастеры – спецэффектами. Если перед вами что-то взрывается, то вы видите настоящий взрыв: с огнем, клубами дыма, пыли и комьями грязи, которые не забудут вернуться обратно на землю. А Black Ops отвечает на это невнятным нагромождением огня и неестественно большого количества искр, а также полным отсутствием такой замечательной мелочи, как фонтанчики каменной крошки, создаваемые обычными выстрелами.
С другой стороны, в Black Ops ровнее дела обстоят с прорисовкой, и разница между качеством текстур различного окружения не слишком велика. А в MoH в каких-то местах откровенно халтурили и экономили время. Выходит – ничья.
Medal of Honor. Еще бы она была не выполнена, если они вон как полетели…
Зато в том, что касается конструкции и дизайна уровней, Black Ops впереди на два корпуса. И дело не только в том, что в новом CoD нам предстоит колесить по всему миру, что, конечно же, делает пейзажи разнообразнее. Тут важно еще и то, как эти уровни построены. В обоих случаях мы имеем дело с абсолютной линейностью, но уровни Black Ops интереснее проходить как из-за большего разнообразия антуража, так и из-за того, что линейность конструкции хоть как-то пытаются маскировать.
При сравнении геймплея проект Black Ops снова вытягивает разнообразие игровых задач. Для обеих игр это было обязательным условием: еще бы, если предлагаешь игрокам рельсовый тир, то надо хотя бы иногда правила игры менять, чтобы не заскучали гости дорогие, стреляя в русских, талибан, чеченцев, англичан и других бойцов, которые периодически высовывают нос из укрытия и только что не крякают для полного сходства с утками-мишенями. Отсюда миссии с полетами на вертолете, отметкой целей для авиаударов и погонями со стрельбой. Все это есть и там, и тут, но неизменно встает вопрос о реализации. Ну, серьезно, неужели сложно было в MoH дать ребятам порулить вертолетом? Да и в остальных случаях не помешало бы сделать геймплей хотя бы чуточку более подвижным. Но нет, все это по непонятным причинам есть только в CoD.
Call of Duty Black Ops. Откуда в колонии строгого режима фейерверки?
Кстати, сюда же можно добавить и всякую мелочевку из Black Ops, вроде мини-игры, секретов и зомби-режима. Все это, хоть и не имеет какой-то особенной ценности, все же несколько продлевает жизнеспособность игры. То есть то время, в течение которого игроки будут находить в ней для себя что-то интересное.
А вот с AI, который во многом влияет на игровой процесс, дела в обеих играх обстоят примерно одинаково, то есть не особенно шикарно. Куда ни глянь, везде враги это просто пушечное мясо для вашего героического ствола. Да и где там показывать могущество интеллекта, если с одной стороны свобода действий прижата скриптовыми событиями, а с другой – ограниченностью пространства локаций? Первое в большей степени касается Black Ops, а второе - Medal of Honor.
Medal of Honor. Главное в нашем деле, чтобы машина ехала, а внешний вид это уже детали.
То есть преимущество будет у того, кто грамотнее распихает солдатиков по уровню и лучше срежиссирует отдельно взятую батальную сцену. В Treyarch режиссеры и постановщики оказались получше, хотя и сценами с безумным клиническим респауном ботов они грешили чаще и откровеннее.
Да и там, где отстрел компьютерных солдатиков становится неважным (то есть в мультиплеере), однозначного победителя нет. Ну, или не было довольно долгое время. Мультиплеер в MoH справедливо можно назвать серым, невыразительным и неоригинальным. Но, как ни крути, было у него одно неоспоримое преимущество – он работал. А Black Ops встретил своих фанатов полной некондицией онлайновой составляющей, и особенно досталось владельцам РС. Истина, конечно, забитая, но встречают тем не менее по одежке. И когда видишь подобные ляпы в таком разрекламированном, высокобюджетном и расфуфыренном проекте, не остается никаких эмоций, кроме язвительной усмешки.
Call of Duty Black Ops. На охоту и без арбалета? Ну, уж нет!
Впрочем, создатели игры, как и все, кто «хотел побыстрее», наверстывают упущенное, наконец-то позволяя геймерам увидеть игру такой, какой она должна была быть с самого начала. А увидеть можно уже не раз оправдавшую себя идею мультиплеера Call of Duty. Расширенную и модифицированную, но все же обреченную на популярность.
Вывод. Безусловно, делать из перезапуска Medal of Honor попытку «свергнуть короля», о которой вопило на всех углах руководство Electronic Arts, было неправильно и наивно. Если это и была попытка, то она с треском провалилась. Грустно признавать, но король остался сидеть на своем троне, а вот перезапуск некогда очень интересной серии Medal of Honor начался весьма бледно. Победа в этом сражении - за Activision, и теперь остается только ждать и думать, что год грядущий нам готовит…